Секс, наркотики и глист
Брюс Робертсон – тип, в общем-то, неплохой и в какой-то степени даже забавный. Не считая того, что он регулярно сношает всё, что шевелится, постоянно блюёт, не брезгует кокаином и методично сходит с ума. Ах да, а ещё он отъявленный гомофоб, убеждённый сексист, сквернослов и расист. Все бы ничего, да только при всём при этом он занимает не последний пост в полиции Эдинбурга и надеется на повышение.
Перед входом в кинозал, где крутят «Грязь» (название оригинальной книги Ирвина Уэлша и вовсе напрямую отсылает к фекалиям), можно смело ставить табличку с надписью «Заходи – не бойся, выходи – не плачь». Такое зловещее предостережение заставило бы призадуматься случайных зрителей, прежде чем они добровольно совершат заплыв в воспалённое сознание продажного копа, теряющего связь с реальным миром.
Вообще, если по-честному, Робертсона можно и даже нужно причислить к Лиге Выдающихся Социопатов (при таком раскладе стоять он будет где-то между Эдвардом Блейком и Алексом ДеЛарджем). Для этого у него есть все данные: он вполне спокойно относится к любому проявлению насилия, любит издеваться над людьми и мрачно хохмит потому, что всех видит насквозь. Когда напарник спросит его о том, почему он пошёл в полицию, Брюс спокойно ответит: «Я не хочу искоренять зло, я хочу поучаствовать в этом». Будь у Робертсона больше мозгов и изобретательности, он вполне мог бы стать великим махинатором или, если хотите, Джокером шотландского разлива.
Джеймса МакЭвоя здесь едва ли можно узнать, ведь для роли Брюса ему пришлось скинуть амплуа лузера-романтика и вжиться в шкуру пренеприятнейшего типа с целым букетом всевозможных хворей. Результат воистину впечатляет и доказывает, что он актёр многоплановый и вариативный.
Примечательно, что в этом же году с его участием вышел триллер «Транс», который снял Дэнни Бойл, ранее экранизировавший самую популярную книгу Уэлша «На игле». Конечно, «Грязь» местами перекликается со злободневными и шокирующими картинами Бойла, но, в итоге, фильм Джона С. Бейрда – это сатира экзистенциального характера, нежели социального, как у Бойла. В немалой степени лента Бейрда вобрала в себя причудливость Терри Гиллиама (сюрреалистические сцены с полоумным психотерапевтом в исполнении блистательного Джима Бродбента), изобретательность Стэнли Кубрика (головокружительный бал маргиналов) и, как ни странно, психоанализ Альфреда Хичкока (линия с раздвоением личности).