Рождественское (новогоднее) чудо почти всегда ассоциируется с белобородым стариком, который даёт о себе знать лишь раз в год, с ангелами-хранителями, призраками-наставниками или с англичанами, которые отчаянно пытаются найти любовь в канун рождества. Однако мировой кинематограф имеет в запасе и совсем нестереотипные картины про конец старого и начало нового – такие, как легендарная «Квартира» 1960 года, создателем которой является великий Билли Уайлдер.

«Квартира» – классика американского кинематографа, которая остаётся и останется актуальной на протяжении ещё долгого времени по нескольким причинам. Во-первых, проблема неверности супругов будет существовать столько, сколько существует сам институт брака. А во-вторых, у каждого из нас есть слишком уступчивый знакомый или друг, который не раз ставил себя в неудобное положение из-за своего мягкого характера.

Квартира

Джек Леммон – признанный гений комедий – играет Бакстера, простого клерка в крупной страховой компании. Зритель не знает его предысторию, этого и не нужно, потому что он всем до боли знаком: человек, стремящийся жить в комфорте, угодить всем и продвинуться по карьерной лестнице. О желании добиться карьерных высот за кратчайший срок нам говорит само рабочее место главного героя – огромный зал с такими же тружениками страхового дела, которые с утра до вечера выполняют монотонную работу счетоводов. Каждый рабочий день Бакстера проходит одинаково, но всё же есть два момента, которых он ждёт больше всего – встречи с симпатичной лифтершей Фрэн (в исполнении Ширли МакЛейн) в начале и конце рабочего дня.

Бакстер – один из огромного количества таких же профессионалов своего дела и, казалось бы, у него очень маленький шанс заинтересовать руководство своей персоной. Тем не менее, его холостяцкая квартира рядом с работой оказывается его главным активом и центром всей истории. По словам самого Бакстера, всё началось с того, что он одолжил ключ от квартиры сослуживцу, которому нужно было привести себя в порядок перед банкетом. Тот «роковой случай» сформировал неофициальный клуб, состоящий из нескольких сотрудников компании и в то же время неверных супругов, которым нужно надёжное и удобное место для встреч.

Квартира

Ключ от квартиры Бакстера переходит от одного к другому, а сам он составляет расписание для членов «клуба». Сначала были просьбы, но потом они превратились в требования и даже шантаж, поэтому Бакстер вынужден соглашаться на данную схему и задерживаться на работе, либо убивать время всеми способами в надежде на то, что в благодарность за все эти неудобства он в итоге получит долгожданное повышение. Слухи о передающемся из рук в руки ключе доходят до начальника Бакстера – мистера Шелдрейка, который просит его отныне давать ключ исключительно ему одному.

Лифтерша Фрэн вовсе не отвергает знаки внимания Бакстера, однако он не понимает, почему она всё время пытается избегать встреч с ним и даже не приходит вечером на запланированное свидание. Как оказывается позже, Фрэн – та самая, ради которой начальнику Бакстера нужна злополучная квартира. После раскрытия всех карт история заходит в тупик, и зритель уверен в том, что жанр фильма всё же драматический, однако стоит вспомнить то, что картина – новогодняя, а значит Рождество и Новый год здесь должны сыграть свою роль. Но при этом не ждите появления сказочного существа или мудреца, судьбы героев разрешит их воля и их решительность на глупые и важные поступки.

Квартира

Канун Рождества открывает глаза Фрэн на её реальное положение любовницы и бросает её на грань безвозвратного желания уйти из жизни, полной разочарований и унижений. В это время Бакстер тоже испытывает одиночество и особо остро чувствует себя заложником положения, однако решает пойти другим путём, ведущим в бар. Вернувшись домой, он видит Фрэн без сознания и возвращает её к жизни. Бакстер заботится о девушке до полного её выздоровления и не отходит от её кровати, пытаясь вывести её из депрессивного состояния. Хочется, чтобы Фрэн и Бакстер были вместе и уже никто и ничего им не мешало. Однако мистер Шелдрейк разводится с женой, которая в конце концов узнает об изменах мужа. Бакстер получает очередное повышение, и Шелдрейк снова просит у него ключ от квартиры.

Последние события и чувства к Фрэн говорят за себя, и Бакстер отказывается очередной раз помогать своему боссу, более того, он увольняется и собирается переехать в другое место, чтобы начать новую жизнь без прежних ошибок. Последняя сцена – самая важная в фильме, ведь Фрэн делает то, чего от неё никто не мог ожидать: она убегает от своего призрачного будущего с уже свободным Шелдрейком и бежит к Бакстеру. Не доходя до двери квартиры, она слышит хлопок и вместе со зрителями у неё замирает сердце от мысли об ужасном, но Бакстер открывает дверь с откупоренным шампанским, хлопок от пробки которого так напугал её. Эта гениальная сцена была процитирована в оскароносном фильме «Артист» 2011 года. Начало нового года становится началом их истории, истории без мистера Шелдрейка и наглых сотрудников компании, в которой Бакстер и Фрэн нашли самое большое своё разочарование и самое большое своё счастье.

Квартира

После знакомства с сюжетом «Квартиры» каждый задаётся вопросом: при чём тут Новый год и Рождество? Эта картина Билли Уайлдера не была выпущена аккурат к зимним праздникам, в Америке она вышла летом, поэтому необходимость связывать фильм с зимой отпадает, тем не менее, главный посыл ленты как раз в том, чтобы перестать связывать начало нового года с чудесными изменениями в жизни, которые начнут происходить сами по себе. Всё исходит от нас самих, а если нам нужен толчок, то стоит его искать в том самом календарном начале, во время которого в воздухе витает магия и приятная тревога от чего-то долгожданного, что должно произойти не без нашей помощи. Совершенствуйте себя и свою жизнь и делайте всё возможное для того, чтобы новогодние обещания стали реальностью. Билли Уайлдер всегда старался учить своего зрителя тому, что найти счастье можно там, где состоялась встреча с трудностями, поэтому решительных поступков и судьбоносных решений вам в новом году!

Предыдущая статьяМа Ма. Рецензия
Следующая статьяВыживший. Рецензия
Финансист-кинокритик или кинокритик-финансист. Верю в путешествия во времени и в то, что кино – самое главное из искусств. Люблю творческий подход и ненавижу халтуру.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here