Хичкок и привидения
Влияние Хичкока на мир кинематографа столь сильно, что многие его коллеги не только не могут удержаться, чтобы не копировать его стиль, но и заимствуют целые приёмы. Один из фанатов постановщика – Брайан Де Пальма – и вовсе сделал себе имя на остроумном обыгрывании хичкоковских мотивов. Отдать дань легендарному британцу в начале нулевых решил и Роберт Земекис, сняв мистический триллер «Что скрывает ложь», практически полностью построенный на классических саспенс-приёмах и цитатах из фильмов маэстро.
Норман Спенсер (Харрисон Форд) – преуспевающий учёный, его очаровательная жена Клэр (Мишель Пфайффер) – домохозяйка. Их жизнь в доме на берегу живописного озера беззаботна. Дочь уезжает в колледж, работы у мужа не становится меньше, и Клэр начинает скучать. Случайно она обращает внимание на странное поведение их нелюдимого соседа (Джеймс Римар), который часто ругается с женой (Миранда Отто). И после того как супруга соседа исчезает, Клэр начинает видеть в ванной привидение молодой женщины и думает, что это призрак убитой Мэри, пытающийся ей что-то сказать.
Любопытно, что дорогущий, с бюджетом в сотню миллионов, мистический триллер «родился» в результате желания Земекиса избежать творческого простоя во время съёмок «Изгоя». Дело в том, что на естественное преображение Тома Хэнкса, изображавшего человека, выжившего после крушения самолёта и оказавшегося на необитаемом острове, требовался год – Тому надо было отрастить бороду и похудеть на 20 килограммов. Сидеть без дела съёмочная группа «Изгоя» не пожелала, и Земекис к работе над реализацией сценария Кларка Грегга, построенного как оммаж знаковым работам Хичкока, привлёк и художника-декоратора Рика Картера, и оператора Дона Берджесса, и композитора Алана Сильвестри.
Поклонник Хичкока без труда разглядит в картине Земекиса множество отсылок к фильмам «Окно во двор», «Завороженный», «Головокружение» и, конечно же, «Психо». Но к игре с цитатами Земекис подошёл совсем иным способом, нежели тот же Де Пальма. Последний превращал хичкоковские мотивы в провокационные, жёсткие этюды, наполненные насилием и эротикой. Земекис решил снять свой фильм в старомодном ключе, придерживаясь правил построения классического триллера английского мастера. Правда, в проект была добавлена приличная доля мистики, поскольку недавний мегахит «Шестое чувство» возродил моду на фильмы о привидениях – и авторы «Что скрывает ложь» не захотели отставать.
Одним из важных инструментов рассказа для Земекиса выступают не только имитация хичкоковских приёмов, но и визуальная сторона и антураж. Практически каждое место действия фильма, сочетающего детективный сюжет о «скелетах в шкафах» с классической ghost story, работает над созданием атмосферы и настроения. Благодаря изящной и виртуозной работе с камерой лауреата «Оскара» Дона Берджесса («Форест Гамп», «Заклятие 2») уютный коттедж с наступлением сумерек легко и непринуждённо превращается в настоящую обитель духов.
С живописного озера по вечерам надвигается плотный туман, в котором скрываются любые ужасы, живущие в воображении испуганного человека, а стильные интерьеры в светлых тонах мгновенно превращаются в стерильно-холодные, после того как их укутывает не менее зловещий белый пар. Казалось бы, зритель видел всё это уже много раз, но здесь скрип закрывающихся дверей, игры с доской «Уиджа», пугающие надписи на зеркале и гаснущие свечи подаются так красиво и изысканно, что начинаешь не столько бояться, сколько поддаваться очарованию происходящего.
Вообще, Земекис всячески старается показать зрителю, что перед ним в первую очередь постмодернистская стилизация, а уже потом мистический триллер. Это видно не только по многочисленным аллюзиям и реминисценциям, но и в нарочито искусственном построении саспенс-сцен, немыслимых без щекочущей нервы музыки. Роскошные композиции Алана Сильвестри, переходящие от вкрадчивой скрипки к оркестровой ударной мощи, достойно имитируют саундтреки Бернарда Херрмана и сами по себе способны стать украшением для многих картин маэстро триллера.
Не забывает Земекис и о любимой Хичкоком игре с цветом одежды, создающей нужный эмоциональный фон. Это хорошо заметно в эффектном эпизоде, когда в героиню Мишель Пфайффер вселяется призрак – её светлые, скромные наряды резко сменяет кроваво-красное платье, цвета греха, подчёркивающее изменения личности её персонажа. Само одеяние намекает на финал религиозной драмы Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера «Чёрный нарцисс», где подобный наряд демонстрировал ключевые перемены в образе одной из героинь.
Конечно, Хичкок Хичкоком, но не следует забывать, что в режиссёрском кресле – не просто имитатор, а человек с собственным режиссёрским талантом. Несмотря на то, что искушённый зритель способен разгадать финал картины, Роберт Земекис проявляет настоящее мастерство владения саспенсом. Фильм всячески удерживает наше внимание и старается замаскировать развязку как только может, что сложно, учитывая общую камерность действия и небольшое количество действующих лиц.
Из актёров основную нагрузку несёт на хрупких плечах Мишель Пфайффер, редкая гостья в триллерах и ужастиках. Недаром в своё время, из-за жестокости сценария, она отказалась сыграть в «Молчании ягнят». Именно её героине, а не персонажу Харрисона Форда, привыкшему играть первую скрипку, предстоит погрузиться в разгадку мистической тайны и вступить в контакт с миром мёртвых, который определённо хочет донести что-то важное, избрав своим медиумом нервную, ранимую женщину. Подобно герою Грегори Пека из «Завороженного», один из ключей к разгадке Клэр хранит глубоко в сознании, но он блокируется памятью из-за несчастного случая, и нужен лишь некий толчок, чтобы пробудить подавленные воспоминания.
Подробнее рассказывать о перипетиях сюжета опасно – любое анализирование нюансов сценария, как и во всяком триллере, грозит спойлерами. «Что скрывает ложь», может, и не станет для кого-то откровением, но как представитель триллера, снятого по заветам Хичкока, он определённо заслуживает внимания поклонников жанра.
Вердикт: Хороший образчик старомодного мистического триллера, эффектно и красиво обыгрывающего хичкоковские мотивы.
8 |
8 |
7 |