Чужая земля
Они – физически сильные и ловкие охотники. Они разумны, обладают передовой технологией и действуют скрытно. Они плотоядны. И они не с Земли. Хищники. Встреча с таким в тёмном переулке не сулит вам ничего хорошего: снятие кожи и лишение головы с последующим подвешиванием отполированной черепушки на коллекционный ремешок. Научиться выживанию можно на семинарах Алана Датча, матерого вояки, лично надававшего по щам одному инопланетному засранцу. Правда, когда вы окружены, надо замереть на месте и не рыпаться, как может вам посоветовать полицейский Майк Харриган. А уж когда Хищник и Чужой встречаются вместе, лучше просто наблюдать со стороны – сами разберутся.
Но что делать, когда ты оказался на чужой планете, кишащей Хищниками? Ответ на этот вопрос готовят Роберт Родригес и Нимрод Антал, ответственные за новую, пятую по счёту, часть «хищной» франшизы, берущей начало в 1987 году.
Снятый 23 года назад Джоном Мактирнаном «Хищник» был назван критиками классикой научной фантастики и подарил Шварценеггеру одну из лучших ролей за его карьеру. Нет, не Хищника, а его протагониста – майора Алана Датча. Урчащего охотника же, придуманного братьями-драматургами Джимом и Джоном Томасами, можно назвать одним из самых культовых монстров в истории кино. Интересно, что на первых порах он разрабатывался вовсе не таким, каким мы привыкли его видеть – длинношеим, с собачьей головой и одним глазом посередине. Из-за сложностей съёмок эту концепцию откинули, предпочтя предложенный Джеймсом Кэмероном вариант насекомоподобного лица с челюстями в виде мандибул. На роль всерьёз рассматривался Жан-Клод Ван Дамм, который смог бы сделать своего персонажа ловким и быстрым, однако параметры его роста и веса уступали Железному Арни, и работу он не получил. Хищником стал высокий Кевин Питер Холл, известный баскетболист, совмещавший свою спортивную карьеру с ролями в кино (он так же сыграл снежного человека Гарри из «Гарри и Хендерсоны»).
Действие фильма разворачивалось в джунглях Южной Америки, где противостояние отряда спецназа и невидимого охотника завершилось в пользу первых, но с большими потерями – выжил только Датч. Действие сиквела Стивена Хопкинса было перенесено из тропиков на улицы Лос-Анджелеса, где Хищник решил устроить сафари. Изначально персонаж Арнольда Шварценеггера должен был вернуться в продолжение, однако будущему губернатору Калифорнии сильно не понравился сценарий. Так главная роль закрепилась за Дэнни Гловером, сыгравшем полицейского Майка Харригана. Ближе к финалу он пробрался на корабль пришельцев, где обнаружил коллекцию черепов разных животных, в том числе и динозавров, что говорило о том, что Хищники далеко не первый раз посещают Землю. Особо внимательные зрители увидели там и «пасхальный» череп Чужого, подкинутый Стэном Уинстоном, работавшим над спецэффектами в обеих франшизах. Со временем его идея породила кросс-овер Чужих и Хищников – серию комиксов, видеоигр и фильмов.
Что уж греха таить, «Чужие против Хищников» – стали самой слабой серией франшизы. И если комиксы и игры были очень популярными, оба фильма находились вдалеке от уровня лент Мактирнана и Хопкинса. Создатели сосредоточились на противостоянии Хищников с Чужими, отодвинув людскую расу на задний фон. Франшиза оказалась загнанной в угол, самый верный выход из которого – перезагрузка, переиначивание концепции, избавление от всего лишнего. И энтузиасты, мечтавшие вернуть Хищнику непосредственность, нашлись.
Ещё в 1994 году, спустя четыре года после выхода не очень удачного «Хищника 2», Роберт Родригес получил задание повернуть франшизу в новом направлении. Как большой фанат серии, он с воодушевлением взялся за работу и изложил все свои самые увлекательные идеи в сценарии. Рукопись получилась весьма любопытной – действие развивалось на планете Хищников, а сам фильм должен был стать очень кровавым – но вместе с этим требовала немалых денежных затрат. С учётом провала второй части, студия побоялась снимать такое рискованное продолжение. Кипу идей положили на полку, и вспомнили только спустя 15 лет – в 2009 году, когда представитель Fox Алекс Янг вновь обратился к Родригесу с предложением перезапуска франшизы, максимально отойдя от кросс-оверов, и используя его идеи в качестве отправной точки.
В 1994 году фильм вырисовывался как прямое продолжение первой части с возвращением Алана Датча. Однако по прошествии стольких лет воплотить все наработки (скажем, вернуть в строй Шварценеггера) довольно проблематично. Поэтому для доработки сценария были наняты Алекс Литвак и Майкл Финч. И хотя они привнесли много нового от себя, главная концепция Родригеса – жёсткое действие на чужой планете – осталась неизменной.
Ранее сюжет всех фильмов франшизы развивался на Земле, теперь же зрителя отправляют от неё подальше – на планету, используемую инопланетянами как охотничьи угодья, и куда в качестве дичи поставляются самые лучшие бойцы других миров. Словно цитируя первый фильм, создатели выстраивают джунгли и вновь помещают туда напуганных людей. Только теперь это не военные, а самые жестокие убийцы и наёмники, специально отобранные Хищниками, чтобы охота была веселей.
Родригес, на чьём счету постановка таких стильных мульти-жанровых картин, как «От заката до рассвета», «Город грехов» и «Планета страха», мог запросто снять и отличных «Хищников», однако, он не видел себя в режиссёрской ипостаси и ограничился лишь сценарными и продюсерскими функциями. Зато в распоряжение рабочей группе он отдал свою студию Troublemaker, где проходила большая часть съёмок. Режиссёром стал перспективный Нимрод Антал, автор «Контроля» и «Инкассатора». «На уровне личного восприятия он совершенно потрясающий человек – так и брызжет идеями, – говорит Родригес. – Во время встречи с ним сразу стало понятно, что он сумеет взять от актёров и съёмочной группы всё лучшее, что есть. Своей манерой работы он мне чем-то напомнил Квентина Тарантино: он легко и непринуждённо общается с группой очень сильных актёров. А в нашем фильме акцент как раз делается на героев».
Персонажи и впрямь получились сплошь разношёрстные: тут и серийный убийца, и русский десантник, и мексиканский головорез, и женщина-снайпер, и даже якудза. Лидером же братии преступников и вовсе стал персонаж Эдриана Броуди – американский солдат, который с виду совершенно не тянет на бессердечного наёмника или замену Шварценеггеру. Если не считать беготни от динозавров в «Кинг-Конге» Джексона, это первое его участие в экшен-фильме. Но шаг с предоставлением актёру главной роли скорее верен, чем нет: история получила новые акценты и прибавила в реализме (найдите-ка сейчас какого-нибудь солдата уровня Арни!).
Не обошлось без сюрпризов и с «хищной» стороны. Фанаты «Хищника» будут рады услышать, что антагонистам вернули их классический облик, разработанный ещё Уинстоном для первой части. Обновления коснулись лишь амуниции (например, в фильме появятся летающие устройства «Сокол», дистанционно транслирующие изображения в шлем Хищника) и средств для охоты. Были придуманы и новые «хищные» виды, а также представители животного мира – местные собаки, птицы, земноводные, – которые тоже не прочь полакомиться людишками.
Бюджет у «Хищников» не важный – всего $40 млн. Но это не значит, что создатели использовали дешёвые спецэффекты – они, на самом деле, сведены к минимуму. Авторы вручную проектировали локации, строили декорации и создавали костюмы. Обошло фильм стороной и повальное увлечение 3D, хотя несколько месяцев назад в Интернете всплывали слухи о конвертации и переносе премьеры.
Как же покажет себя кино в прокате? Родригес заверяет, что все фанаты останутся довольны. А кто ещё сомневается – пускай ознакомится с трейлером, нехило нагнетающим саспенс, не показывая ни одного охотничьего лица. «Люди в этой команде сосуществуют вместе в таком диком напряжении, что легко могут поубивать друг друга ещё до встречи с Хищниками! Они все – хищники».
Павел Жуков