Со времён изобретения кинематографа пиратская тема прочно обосновалась на экране. В 1909 году выходит немой фильм «Пиратское золото» Дэвида Уорка Гриффита, положивший начало всевозможным киноисториям об отважных корсарах. Вплоть до «Пиратов Карибского моря» с харизматично-вертлявым Джеком Воробьём истории о пиратах следовали классической схеме: морские приключения с виртуозным фехтованием и шумным абордажем (куда же без него), бесстрашным главным героем и трепетной юной леди, с виду неприступной, но тайно влюблённой в приплывшего флибустьера-бунтаря (привет романтикам). Но новейший сериал «Чёрные паруса», созданный Джонатаном Е. Стейнбергом совместно с Робертом Ливайном и спродюсированный человеком-фейерверком Майклом Бэем, кажется, рискует изменить существующую традицию раз и навсегда.
Сюжет «Чёрных парусов» строится вокруг истории капитана Флинта и его команды, в 1715 году обосновавшихся на острове Нью-Провиденс. Ранее он был британской колонией, а теперь стал гаванью пиратских кораблей и их главарей. Естественно, о спокойной жизни на острове можно только мечтать. Нью-Провиденс – не только территория беззакония и обитель головорезов разной степени вменяемости, но и место столкновения всевозможных интересов низших и высших слоёв населения (от политических до географических).
Главная цель Флинта – помочь острову обрести независимость от Британской империи и тем самым сделать его легальным пристанищем для корсаров всех мастей, а также стать единовластным управителем Нью-Провиденса. Но его мечтам не суждено сбыться: то мешают роковые обстоятельства, то под ногами всё время путается молодой изворотливый моряк Джон Сильвер, который умудряется срывать планы Флинта, когда, казалось, желаемая цель почти достигнута.
Уже из содержания видно, что перед нами история персонажей, знакомых каждому с детства по «Острову сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона, вернее, предыстория или, как ныне модно говорить, обычный приквел. Ведь капитан Джон Флинт в литературном первоисточнике так и не появляется (по сюжету Флинт умер задолго до описываемых событий). Мы знаем о Флинте только то, что когда-то давно капитан зарыл несметные сокровища на острове Вест-Индия, после чего уничтожил свидетелей (шесть моряков из своей команды), а место клада пометил одним из трупов, который послужил в качестве воображаемой стрелки (компаса).
Местонахождение спрятанных сокровищ также было отмечено Флинтом на карте, впоследствии попавшей в руки штурмана Уильяма (Билли) Бонса, а после того как Бонс скончался от апоплексического удара – к герою романа, молодому Джиму Хокинсу. Помимо Джима за этим кладом охотится таинственный и опасный персонаж по имени Джон Сильвер и по прозвищу Долговязый Джон, с протезом вместо ноги и попугаем на плече.
До сих пор идут споры об исторических прототипах Флинта и Сильвера. За основу обычно берётся книга Чарлза Джонсона «Всеобщая история грабежей и смертоубийств, учинённых самыми знаменитыми пиратами», опубликованная в Лондоне в 1724 году. В ней упоминаются капитан Флинт как реально существующий пират начала XVIII века, а также одноногий пират Натаниэль Норт, возможный прототип Сильвера.
И если узнать, что в действительности происходило до описываемых в романе Стивенсона событий, можно только полагаясь на собственную буйную фантазию (или фантазию сценаристов), то исследовать быт и нравы Золотого века пиратства можно по сохранившимся первоисточникам, благо современники XVIII века отличались отчаянной графоманией. Создатели сериала справедливо решили, что это прекрасный материал для воплощения и со всей ответственностью подошли к реализации эпохального замысла, получившего название «Чёрные паруса».
Помимо, собственно, «Острова сокровищ» для создания увлекательного повествования сценаристы использовали романы «Чёрный корсар» Эмилио Сальгари и «Одиссея капитана Блада» Рафаэля Сабатини. Для натурных съёмок была выбрана студия Cape Town Film Studios, находящаяся в Кейптауне, ЮАР. Специально для сериала был создан детальный макет корабля в натуральную величину. Это позволило максимально достоверно и реалистично снимать сцены морских боёв и абордажа. Над созданием одного корабля трудилось около трёхсот человек. Вообще, уже на стадии съёмок, поражает то, насколько скрупулёзно и методично кинематографисты вели подготовку к съёмочному процессу, воссоздавая удивительный и волнующий мир пиратства в соответствующих декорациях.
Успеху сериала также послужил отличный кастинг, хотя единственный известный актёр здесь – англичанин Тоби Стивенс, исполнивший заглавную роль капитана Джона Флинта. К слову, утверждение Стивенса на роль заправского пирата вызвало неоднозначную оценку. Если посмотреть биографию актёра, сразу видно, что перед нами – настоящий английский джентльмен, сын знаменитых британских актёров Мэгги Смит и Роберта Стивенса. По совместительству ведущий актёр телеканала BBC, на своём веку переигравший, кажется, всех возможных персонажей-аристократов из английской классики (от Гилберта Маркхема в «Незнакомке из Уайлдфелл-Холла» Энн Бронте до графа Рочестера из «Джейн Эйр» её сестры Шарлотты). Но «аристократическое» амплуа ничуть не помешало Стивенсу создать максимально достоверный образ капитана Флинта.
Возможно, причина в том, что прошлое Флинта окутано «романтической» тайной в духе корсарских романов, а в его любви к книгам (всё чтиво, попадающее на корабль, мгновенно отправляется в библиотеку капитана) угадывается чувствующая и думающая натура, которой не чуждо внутреннее благородство. Отстранённость Флинта помогает ему выделиться из толпы вверенных ему пиратов, которые подчиняются даже не своему капитану, а его внутренней силе, способной сделать их «принцами нового мира». При этом перед нами – настоящий корсар «без страха и упрёка», способный на многое ради достижения своих не всегда благородных целей.
Все остальные актёрские работы под стать Стивенсу – например, молодой корабельный кок Джон Сильвер, роль которого доверили малоизвестному австралийцу Люку Арнольду. Правда, герой Арнольда не вызывает такой симпатии как, скажем, Флинт (здесь создатели следуют книжке Стивенсона), но достаточно прилично смотрится на фоне остальных не менее колоритных персонажей. В сериале нашлось место и Бонни Барнсу, штурману на корабле Флинта, в исполнении английского актёра Тома Хоппера, известного по роли рыцаря Персиваля в сериале канала BBC «Мерлин».
Хоть женщина на корабле и не к добру, женские характеры в «Чёрных парусах» оказались не менее запоминающимися. Будь то Ханна Нью в роли Элеоноры Гатри, дочери местного британского чиновника и главной союзницы Флинта в борьбе за независимость острова, или Джессика Паркер Кеннеди в роли портовой проститутки Макс. Впрочем, ни они, ни остальные герои не способны затмить послевкусие от игры Стивенса, даже когда он отсутствует в кадре, а это говорит о том, что создатели сериала всё-таки попали в цель, пригласив на роль именно его.
Хоть «Чёрным парусам» и присуща некоторая «пиратская романтика», этот проект вовсе не для семейного просмотра. В красочно-лазурном мире «Чёрных парусов» «всё по-взрослому». Это жёсткое, реалистичное и брутальное зрелище повседневной жизни матёрых пиратов и их окружения (вроде портовых шлюх и пьяных в ромовую стельку собутыльников). Да и заявленный жанр триллера сериал оправдывает с лихвой. Что отвечает параметрам, заданным продукцией канала Starz, подарившей нам «Спартака» и «Демонов Да Винчи».
На сегодняшний день снято 2 сезона «Чёрных парусов», и в октябре 2014 года анонсирован 3-й, что неудивительно, исходя из неплохих рейтингов сериала. И номинации на «Эмми-2014» в категориях «Лучший дизайн заглавных титров», «Лучшая музыка для заглавных титров», «Лучшие визуальные эффекты для массовки» – лучшее тому подтверждение. И хотя мнения критиков разделились, в целом сериал получил положительные отзывы. Ведь на сегодняшний день «Чёрные паруса» – это наиболее достойная альтернатива «Игре престолов», с одной стороны – не эксплуатирующая навязшую в зубах тему Средневековья, с другой – сумевшая изрядно освежить классический сюжет, взятый из детской литературы и выросший в полноценную «взрослую» версию. И пускай конец истории Флинта и его друзей (или недругов) знают все, «Чёрные паруса» наглядно показали, что интерес к классике жанра не утихает до сих пор.
Так что, давайте хоть на минуту распустим паруса с черепом и костями и, помянув Дэйви Джонса, поплывём навстречу приключениям. Как там в песенке поётся: «Йо-хо-хо, и бутылка рому!». Попутного нам ветра!