«Как украсть миллион» – неувядающий комедийный шедевр режиссёра Уильяма Уайлера с Одри Хепберн и Питером О’Тулом в главных ролях. В июле эта искромётная и жизнерадостная комедия празднует свой пятидесятилетний юбилей. Лишний повод ещё раз вспомнить хрестоматийную историю любви в лучших традициях Голливуда.
Дочь респектабельного парижанина Николь Боннэ (Хепберн), сделавшего состояние на фальсификации предметов искусства, узнаёт, что отцу грозит скорое разоблачение. Николь решает с помощью грабителя Саймона Дермота, однажды проникшего в их дом (О’Тул), выкрасть из музея семейную реликвию – поддельную статуэтку Челлини, подлинность которой собираются проверить эксперты.
В чём секрет настоящей голливудской комедии? Автор «Римских каникул», «Как украсть миллион», «Смешной девчонки» Уильям Уайлер, наверное, хорошо знал ответ на этот вопрос. Комедия положений, помноженная на романтическую историю, обаятельных героев и абсолютный хэппи-энд, – беспроигрышный вариант по мнению многих голливудцев 50-60-х годов. Поэтому неудивительно, что сюжет «Как украсть миллион» скроен именно по этим лекалам.
История о смешных перипетиях похищения псевдостатуэтки «Венеры» Челлини (в действительности золотых дел мастер никогда не работал с мрамором) и приключениях страстно влюблённых друг в друга героев давно вошла во все пособия по истории киноискусства. И не последнюю очередь в этом сыграли исполнители главных ролей.
На момент съёмок в «Как украсть миллион» Одри Хепберн уже была признанной кинозвездой. Позади остались «Римские каникулы», «Сабрина», «Завтрак у Тиффани», «Моя прекрасная леди».
Как впоследствии вспоминала сама актриса, съёмки в новой комедии Уайлера были своеобразным отдыхом от диктата студийных боссов «Парамаунт», с которыми у актрисы как раз истёк контракт.
Помимо этого, Хепберн была счастлива снова поработать с Уайлером, режиссёром «благословенных» для Одри «Римских каникул».
Съёмки фильма начались со сцен, когда герои Хепберн и О’Тула прячутся в музейном чулане, чтобы затем выкрасть «Венеру». По воспоминаниям Хепберн, съёмки проходили в весёлой и дружеской обстановке: «Наша развеселая компания только и делала что смеялась. Не понимаю, как мы успели при этом ещё и снять фильм?».
Туалеты для героини Хепберн Николь уже по сложившейся традиции, специально для фильма создал старый друг актрисы Юбер де Живанши. И после выхода картины на экраны, наряды Хепберн и драгоценности торгового-ювелирного дома Cartier, предоставленные для съёмок, обсуждали не меньше, чем сам фильм.
Не отставал от именитой партнёрши и Питер О’Тул, исполнитель роли Саймона Дермота, специалиста по выявлению подделок, которого Николь ошибочно принимает за домушника. Звезда «Лоуренса Аравийского» веселился вместе со всей съёмочной группой. А Хепберн не уставала шутить со своим партнёром: «С таким “преступником” как Питер я согласна отправиться красть даже Джоконду!». А О’Тул, в свою очередь, сто раз предлагал режиссёру заменить статуэтку Венеры на «Оскара», мол, тогда Одри будет красть её с особенным удовольствием.
Отдельного упоминания стоит шутливая реплика О’Тула, о которой потом не раз вспоминала вся съёмочная группа. Надевая на Хепберн халат уборщицы музея, на вопрос «зачем?» О’Тул прямо в кадре усмехнулся и произнёс: «Живанши тоже нужен отдых».
Позже О’Тул вспоминал, как просил Уайлера сделать декорации каморки под лестницей (где сидят Саймон и Николь) поменьше, объясняя это тем, что «Одри такая щуплая, что в нормальных условиях слишком просторно, чтобы я мог к ней прижаться, мотивируя это нехваткой места».
Второстепенные роли также не подкачали. Так, Хью Гриффит, исполнивший роль Шарля Боннэ, отца Николь и любителя подделывать Ван Гога и Челлини, играл практически на грани гротеска, чему способствовали густые брови, торчащие усы и страшные округлённые глаза вкупе с утрированной манерой ужасаться или восторгаться, что делало персонаж Гриффита невозможно смешным.
А из Илая Уоллака получился замечательный американский олигарх Дэвис Лиланд, по ходу сюжета положивший глаз сразу на две «драгоценности» – «Венеру» Челлини и саму Николь Боннэ. Тем интереснее факт, что на роль эксцентричного миллионера Лиланда сначала планировался Уолтер Мэттау, но гонорар, который он запросил, не устроил продюсеров. Следующим в списке был Джордж К. Скотт, но в первый съёмочный день актёр явился с опозданием и был уволен режиссёром. В итоге роль плавно перешла к Илаю Уоллаку.
Также особенно пришлось потрудиться художнику-постановщику Александру Траунеру, который собрал коллекцию поддельных полотен великих художников на сто тысяч долларов, а ещё за пятьдесят тысяч приобрёл для них аутентичные старинные рамы.
Ожидания создателей вполне оправдались, когда фильм не просто окупился в прокате, но и разлетелся на цитаты по всему миру. «Как любезно было со стороны Ван Гога подписываться только именем», «Ваш деловой напор измеряется милями?», «Отправляйтесь за решётку, а я отправлюсь спать», «Вы заметили? Нас уже второй раз сталкивает искусство», «Наши телефоны прослушиваются, поэтому поговорим на суахили» и т.д.
«Как украсть миллион» также был номинирован на премию Гильдии сценаристов США за лучший комедийный сценарий.
Остаётся только порадоваться, что эта великолепная романтическая комедия с участием прекрасных голливудских актёров, снятая в Париже одним из лучших режиссёров Голливуда, которая искусно сочетает в себе иронию, романтику, интригу, вот уже полвека с нами. И как тут не поверить, что искусство вечно!