Красочная разруха в умах и на улицах

Вчера мы свято верили, что создаём что-то на века, а сегодня понимаем, как сильно ошибались. Символы ушедших эпох теперь подпитывают утраченные надежды – среди них и заброшенные заводы исполинских размеров, и пустующие города. Амбициозное прошлое сильно отразилось на мировой экологии и людях, постоянно сталкивающихся с циклическим повторением экономических кризисов и безработицей. Бывшие промышленные гиганты в современных реалиях стали похожи на поля после боевых действий, хотя уничтожила их не война, а безалаберное отношение людей к тому, что они создали, не думая о последствиях. «Неаполитанские истории» повествуют о том, как райский уголок может стать похожим на застывшие в ужасе Помпеи, пострадав не от лавы, а от людского безразличия.

Режиссёр Антонио Капуано широко известен в Италии и за её пределами своими хоть и не многочисленными, но остросоциальными и очень актуальными лентами. В «Неаполитанских историях» он где-то иронично, а где-то драматично рассказывает, чем живут неаполитанцы XXI века, а конкретнее – жители Баньоли (оригинальное название звучит как «Джунгли Баньоли»), и почему невероятно красивые пейзажи с полями и озёрами, пляжем и другими великолепиями природы граничат с развалинами индустриального квартала.

Фильм содержит три небольших эпизода из жизни трёх обитателей «джунглей». Их желания, а также способы их достижения схожи. Они живут в потерянном Эдеме, в котором всё ещё есть море и остатки изящества прежних времён, но нет работы из-за глубокого экономического коллапса в регионе. Джиджино (Луиджи Аттриче) каждый день импровизирует и находит новые способы заработка, не всегда законные, но неожиданные и гениально простые. Он всё время куда-то бежит. Рассуждая свысока, можно предположить, что Джиджино бежит от семьи и жены, которых оставил, от обязательств и прочих неприятных бонусов ответственного человека его возраста. С другой стороны, его бег – примитивная гарантия, что его не поймают и что за день он успеет заработать столько, чтобы хватило на еду, наркотики и любовь, взятую в «аренду».

Вторая история – об одном дне из жизни отца Джиджино, Антонио (Антонио Касагранде). Весь день он проводит в своей квартире, но при этом успевает за звонкую монету рассказать преступному авторитету полумифическую историю о Марадоне и довести его до слёз, а также соблазнить (частично и деньгами, конечно же) свою колоритную домработницу из Украины.

Марко (Марко Греко) – третий и самый молодой герой – работает в минимаркете и разносит продукты по домам. В каждом доме, который он посещает, есть своя тайна или даже причуда, через которые режиссёр хочет высмеять магическую силу символизма: вещи в фильме не важны, смысл – исключительно в поступках и действиях. Так, например, спагетти на столе, которые заслужили внимание героя и крупный план камеры, – это просто еда, а лошадь посреди комнаты в очередной квартире – не галлюцинация Марко, а вынужденная мера, как утверждает хозяйка. Нет ничего необычного в том, чтобы держать в квартире лошадь, тем более, если она немного приболела. Футболка Марадоны, подаренная ему Антонио, – просто возможность сменить в рассказе субъект истории. Тем не менее, история Марко кажется намного глубже предыдущих. Он бросает работу и дом из-за своих принципов и нежелания мириться с чёрствостью начальника и матери. За небольшое путешествие Марко не только теряет, но и приобретает: его одолевает любовь с первого взгляда к невероятно милой девушке.

Троих героев объединяет не только соседство или родство, но и то, что все они живут скромно, но выкручиваются как могут, чтобы улучшить своё существование. Однако сила, с которой деньги влияют на жизни героев, с каждой новой историей идёт на убыль. Для Джиджино деньги – суть той беготни, в которой проходят его дни. Антонио с лёгкостью прощается с деньгами, когда чего-то очень сильно хочет. А для молодого Марко деньги уже не так много значат, ведь лучшее, что он обретает – совершенно бесплатное: и любовь, и общение, и вера в светлое будущее. Любовь присутствует во всех трёх историях, но предстаёт она в разных интерпретациях: в качестве услуги жрицы любви, как игра в кошки-мышки, не лишённая меркантильных интересов, и совершенно чистая, наивная и юная. Все три героя умеют также идти на уступки, принимать ситуацию другого, это их тоже объединяет.

«Неаполитанские истории» сняты в псевдодокументальном стиле. Это подразумевает наличие дрожащей камеры и некачественной картинки – для достоверности образа любительской съёмки. Это не сильно портит впечатление, зато режут глаз неправдоподобные спецэффекты и компьютерная графика. Нарисованные пар над тарелкой и пламя на кухне смотрятся очень комично и нелепо. Однако если абстрагироваться от визуального, минусов у фильма нет. Истории рассказаны просто, в них без труда можно выявить злободневные лозунги и посылы об изъянах экономической и политической систем. Антонио Капуано не заставляет зрителя жалеть героев, потому что они не беспомощны, а находчивы и добросердечны, хоть и помещены в трудные условия. И главные, и второстепенные персонажи фантастически обаятельны, а бродить за ними с оператором – увлекательное занятие.

«Ты – Италия? Тебя выбросили?», – обращается к девушке Марко, когда видит её в образе живой статуи, демонстрирующей свою позицию подписью «Италия». Она стоит в белом одеянии и с белым лицом на фоне мусора. Это не только её протест, это протест режиссёра, которому больно говорить такие слова, но он должен это сделать. О Баньоли забыли, Баньоли выбросили как пустую бутылку. Теперь здесь нет промышленности, только огромные заброшенные ржавые конструкции. Остались одни проблемы: отсутствие рабочих мест, рост преступности и мусор, играющий роль сопутствующего заболевания нищеты. Танец девушки Марко посреди улицы – самое яркое заявление фильма, намного красноречивее, чем рассказы о неудавшемся прошлом и разбитом настоящем квартала. Танец – как луч света, как надежда на молодое поколение.

ОЦЕНКИ
Для глаз
6
Для ума
8
Для сердца
7
Предыдущая статьяВторсырьё: 23.04.2017
Следующая статьяСтрекоза-долгожитель: 20 лет сериалу «Лексс»
Финансист-кинокритик или кинокритик-финансист. Верю в путешествия во времени и в то, что кино – самое главное из искусств. Люблю творческий подход и ненавижу халтуру.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here