Московский международный кинофестиваль – грандиозное событие для всех киноманов. Полторы недели кино и всего, что с ним связано. Премьеры, ретроспективы, фильмы мэтров и начинающих кинематографистов, встречи с режиссёрами и актёрами. В этом году программа была отличная и традиционно необъятная – несколько сотен фильмов. Корреспонденты «Люмьера» написали о некоторых из них.
«Дистанция» / La Distancia (2014, реж. Серхио Кабальеро)
Показанный в программе «Русский след», этот второй полнометражный фильм испанского режиссёра Серхио Кабальеро, вызвал недоумение, неуверенные смешки в зале и общее ощущение сюрреалистического транса. Карлики, общающиеся друг с другом посредством телепатии, математические головоломки, распотрошённые кролики, дымящийся бочонок, говорящий по-японски… И всё это действо разворачивается в суровых сибирских горах на заброшенной ТЭС. Оригинальное кино не для всех и под особое настроение в какой-то момент начинает раздражать. Вроде бы и снято всё хорошо, и, безусловно, Линчу после «Дистанции» можно спокойно уходить на покой, да только вот хочется всех персонажей убрать куда-нибудь подальше и оставить только ТЭС, индустриальный пейзаж, да бочонок, декламирующий хокку.
«Самый опасный человек» / A Most Wanted Man (2013, реж. Антон Корбейн)
Изначально третья полнометражная картина Антона Корбейна («Контроль») была одним из самых ожидаемых фильмов 36-го ММКФ, и многие прочили ей победу в конкурсе. Основанная на романе Джона Ле Карре, картина представляет собой шпионский триллер про трудовые будни спецслужб в тихом Гамбурге, где когда-то был спланирован теракт 11 сентября. Вместо Джеймса Бонда – Гюнтер Бахман в исполнении Филипа Симура Хоффмана, окружают его одни звёзды: Рэйчел МакАдамс, Робин Райт, Уиллем Дэфо, Даниэль Брюль и наш Григорий Добрыгин в роли запутавшегося в себе «самого опасного человека» Исы Карпова. Обилие именитых актёров вызывает недоумение – всех их можно было бы с лёгкостью заменить на менее популярных, что, по сути, сыграло бы фильму на руку и избавило от ощущения, что ты на просмотре какой-то мрачноватой «Реальной любви». Заменить нельзя только Хоффмана, который показывает филигранную актёрскую игру и заставляет ещё раз сожалеть о том, какого великого актёра мы потеряли.
«Танец реальности» / La danza de la realidad (2013, Алехандро Ходоровски)
Культовый режиссёр Алехандро Ходоровски после двадцати с лишним лет молчания снимает свой «Амаркорд» («Я вспоминаю», – прим. авт.). В чилийском городе маленький Алехандро становится свидетелем многих чудесных, ужасных и прекрасных событий. Его отчаянно коммунистический отец настойчиво пытается сделать из мальчика настоящего мужчину, попутно замышляя план мести правительству и революции, мать в буквальном смысле «поёт» свою роль и молится богу, а вокруг водят хоровод карлики, увечные, цирковые артисты и прочие удивительные люди. Кажется, что сценарий к этому фильму написал Маркес, за художественную часть отвечал Дали, а снял всё это дело Феллини. В принципе, это и есть квинтэссенция творчества самого 84-летнего Ходоровского – новатора и революционера мирового кинематографа.
«Ложь Армстронга» / The Armstrong Lie (2013, реж. Алекс Гибни)
Алексу Гибни (премия «Оскар» за «Гонзо: Страх и Ненависть Хантера С. Томпсона») повезло: в 2008 году он снимал фильм о возвращении известного велосипедиста Лэнса Армстронга в большой спорт. Однако разразился допинговый скандал (далеко не первый в карьере Армстронга), и работу над картиной пришлось остановить. А потом и вовсе всё переделать. И в итоге получился актуальный и откровенный фильм о грандиозной лжи великого спортсмена и большого спорта в целом.
«Прибежище» / Hafsakat Esh (2013, реж. Амикам Ковнер)
Война в Ливане. Семейная пара решает приютить у себя на время молодожёнов, которые вынуждены бежать из дома, спасаясь от бомбёжек. В тесной квартире мирного Тель-Авива постепенно начинают нарастать противоречия, происходить ссоры и вскрываться давние раны. Один из самых сильных фильмов конкурсной программы выдаёт в начинающем режиссёре большого профессионала психологической драмы. Маленькие людские трагедии на фоне одной большой трагедии показаны чуть ли не со знаком равенства – герои пытаются жить несмотря ни на что, смиряясь с судьбой, не давая ей себя сломить.
«Страна мечты» / Traumland (2013, реж. Петра Фольпе)
Жестокая и мрачная «рождественская» история о жизни в «стране мечты» Швейцарии. Муж изменяет беременной жене, разведённый мужчина средних лет отчаянно пытается устроить семейный ужин, тоскующая по мужу вдова пытается наладить личную жизнь и смириться с отъездом дочери… Как и во многих полифонических картинах, все сюжетные линии пересекаются в одной – в данном случае в истории молодой эмигрантки из Болгарии, работающей проституткой. Суровый режиссёрский взгляд на страну с одним из самых высоких уровней жизни оставляет тягостное впечатление. Сильная и тяжёлая картина не предполагает хэппи-энда, а финальный кадр ещё долго не сотрётся из памяти.
«Два дня, одна ночь» / Deux Jours, une nuit (2014, реж. Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн)
«Чего это она всё ходит и ходит… Одни и те же слова повторяет, мы уже и смеяться начали», – искренне запутавшаяся зрительница делится впечатлениями с понимающе кивающими друзьями после просмотра новой картины братьев Дарденн. Действительно, Сандра – главная героиня фильма – говорит одни и те же слова сослуживцам, пытаясь сохранить своё место на работе, для чего они должны отказаться от денежной премии. А так как все её коллеги не в одном месте живут, ей приходится ходить достаточно много, от одного дома к другому, от одной семьи к другой, пытаясь доказать, что она достойна работы и у неё тоже счета-дети-ремонт. Это прекрасный фильм, который, к сожалению, наскучит и рассмешит неподготовленного зрителя. Однако он достоин просмотра и награждает вдумчивого зрителя.
«От звонка до звонка» / Starred Up (2013, реж. Дэвид Маккензи)
Брутальная тюремная драма, «Пророк» по-британски. Молодой и от этого ещё более опасный Эрик переходит из колонии для несовершеннолетних во «взрослую» тюрьму. Там он встречает своего отца, который, судя по всему, там уже не первый год и вряд ли уже выйдет на свободу. История о взаимоотношениях отца и сына развязывается в нетривиальном пространстве, от чего происходящее на экране становится особенно острым. В этом фильме агрессивно всё – и операторская работа, и сценарий, и актёрские работы, от которых экран буквально пульсирует волнами ярости.
«Зелёный принц» / The Green Prince (2014, реж. Надав Ширман)
Захватывающий в духе лучших шпионских боевиков документальный фильм о «сыне ХАМАСа» – Массабе Хасане Юсефе, чей отец был лидером террористической организации ХАМАС. Завербованный ШАБАКом (израильская разведка), он десять лет работал на израильские спецслужбы, предотвратив десятки террористических атак. Прозвище «Зелёный принц» Масаб получил за счёт своей близости к палестинской «верхушке». И он действительно настоящий «принц» этого удивительного фильма – главный герой, «источник», вызывающий восхищение и недоумение одновременно. Сегодня он – настоящая голливудская звезда с широкой белозубой улыбкой, хорошим английским и европейским гардеробом, кажется, что ХАМАС и не мог никогда существовать в жизни этого человека. Тем интересней смотрится его история о страшных и разрушительных событиях в истории Израиля и Палестины.
«Планета обезьян: Революция» / Dawn of the planet of the apes (2014, реж. Мэтт Ривз)
Фильм закрытия фестиваля – продолжение хита 2011 года «Восстание планеты обезьян» от режиссера «Монстро» Мэтта Ривза. Этот фильм о высокоинтеллектуальном примате Цезаре получился не менее глубоким по смыслу, чем его предшественник, более того, не по-голливудски мрачным. Шикарные спецэффекты, далеко не глупый сценарий, отличные актёрские работы (в том числе и актёров, играющих обезьян) – и в итоге – блокбастер, который в эпоху оккупации экрана набившими оскомину супергероями, смотрится актуально, точно и остро.