Мистер Холмс

Одинокая планета пчеловода

В большинстве экранизаций книг о знаменитом гении частного сыска уделяют очень мало времени личности самого Холмса. Образ, который сложился за много лет и огромное количество фильмов и сериалов, ограничивается тем, что Шерлок Холмс – неисцелимый социопат, он общается только с очень узким кругом лиц, которому может доверять, а его преданные друзья, в свою очередь, способны терпеть все его странности и мириться с его сложным характером. «Мистер Холмс» хоть и рассказывает только о последнем этапе жизни великого сыщика, но раскрывает нам его душу, сожаления и переживания, а также его собственный взгляд на самого себя как живую легенду.

Казалось бы, доктор Ватсон – непоколебимая составляющая книг о приключениях сыщика и их обязательный персонаж, однако создатели «Мистера Холмса» ударяют зрителей о реальность и сообщают им, что Холмс уже долгое время один и что знаменитая дружба закончилась вскоре после женитьбы Джона. Другими словами, мир, который видит зритель на экране – это мир, в котором Холмс – «супергерой» в преклонном возрасте, переживший всех своих близких и ведущий последнюю битву – битву с собственными воспоминаниями.

Говоря о Ватсоне, стоит ещё раз подчеркнуть, что фильм его представляет лишь тем, кто пытался поведать миру о необыкновенно талантливом человеке, чуточку приукрасив его историю и добавив детали, ставшие бессмертными чертами его внешнего вида, от которых, впрочем, Холмс при каждом удобном случае отрекается. Тем не менее, в минуты отчаяния Ватсон приходит другу на помощь и спасает его так, как умеет: переносит пережитые события на бумагу, избавляясь от трагического финала, который имел место в реальности.

Появление Ватсона обязательно должно обрадовать зрителя, но лица его нам так и не покажут. Быть может, так легче переместиться в воспоминания Холмса, которые уже практически угасли? Но причина чуть в другом: у Холмса есть возможность найти нового друга в лице юного Роджера (Майло Паркер), поэтому весь акцент делается на новом неожиданном товарище. Он помогает старику снова проиграть в памяти переживания минувших дней и в особенности то событие, которое так долго угнетало Холмса. Это позволит Шерлоку освободиться от мучений и отпустить воспоминания.

Мистер Холмс

Сюжет картины может разочаровать тех, кто привык следовать стандартам Артура Конан Дойла, но может обрадовать тех, кто принимает любой возраст известного персонажа и любую его интерпретацию. Однако не стоит думать, что картина будет скучной драматичной эпитафией, наоборот, в ней, как и в самом Холмсе, все ещё живёт искра, которая поможет сыщику решить сразу три своих последних дела. Иэн МакКеллен в роли Шерлока Холмса – без сомнений, лучший выбор, хотя бы потому, что сыгранный им старик не вызывает сожаления. Его Холмс энергичен и знает, что ему суждено довести многое до конечного результата, поэтому позволить себе мирно ждать смерти в постели он просто не может. Мистер Холмс находит в себе силы бороться не только со старостью, но и с самим собой.

Сценарий фильма – это адаптация книги «Пчёлы мистера Холмса» Митча Каллина. Пчёлы играют важную роль в сюжете: сначала они – единственные друзья Холмса, а позже становятся метафорой и даже на мгновение превращаются в подозреваемых. Им великий сыщик посвящает последние тридцать лет жизни, пока не находит друга в Роджере, который так схож с ним по нраву. Мальчику нужен отец (или дед), а Холмсу – тот, с кем он смог бы поделиться своей мудростью. Так они дополняют друг друга и становятся близкими друзьями. В их маленькой компании находится место ещё одному человеку – Миссис Мунро (Лора Линни) – экономке Холмса и маме Роджера.

Взгляд создателей «Мистера Холмса» на главного героя на закате его дней на удивление интересен и погружает нас в несколько реальностей, самая главная из которых – это мир в 1947 году, недавно переживший войну. Перед Шерлоком Холмсом встают новые вопросы, о которых он раньше и не задумывался. Среди них и страх перед одиночеством, и ложь во имя добра, и необходимость дружбы во всех её проявлениях. Несмотря на огромное количество фильмов о Холмсе, которые переносили его в другие страны и эпохи, идея этого фильма очень нова и необычна, ведь британского сыщика в столь почётном возрасте ещё никто не видел. Трубки и охотничьей шляпы у сыщика нет, но и без этих материальных доказательств он остается настоящим королем дедукции. Самое очевидное из многих преимуществ фильма – это сцена, в которой Шерлок Холмс смотрит в кинотеатре фильм о самом себе.

Вердикт: Умиротворяющий пейзаж и неторопливый на первый взгляд сюжет могли бы просто уничтожить последнее дело Холмса, но чуть-чуть подождав, зритель оказывается втянут в вихрь загадок, в которых не слышны выстрелы, но есть что-то безумно притягательное и очаровательное.

8

9

10

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here