Мечтать не вредно
«Невероятная жизнь Уолтера Митти» оказывается именно тем фильмом, который ожидаешь увидеть, и одновременно совсем другим. Отчасти ввела в заблуждение его рекламная кампания, обещавшая достойную чуть ли не «Оскара» историю, которая вдохновит на приключения и подвиги. Но конечный результат удовлетворил не всех зрителей.
Новая режиссёрская работа Бена Стиллера действительно побуждает совершить безрассудное путешествие на край света, как и фильмы про Рокки Бальбоа – начать ходить в тренажёрный зал, – теоретически всё должно получиться, но на практике особых успехов не наблюдается. К тому же приключения, выпавшие на долю Уолтера Митти, выглядят слишком фантастично, чтобы любой здравомыслящий человек мог в это поверить, не говоря уж о том, чтобы повторить.
Разумеется, сюжет предсказуем и не выдерживает всей тяжести циничных взглядов. Однако, если не рассматривать историю Уолтера Митти, будто она просто обязана кричать зрителям «такая жизнь – пример для всех вас», то можно обнаружить, что фильм не так прост, как кажется на первый взгляд. Каждый раз, когда Уолтер открывает в себе новые качества, вроде смелости и уверенности, это происходит, в основном, благодаря вещам из его «мирной» жизни, которые всегда находились рядом с ним и которые он не замечал из-за грёз наяву. Таким образом путешествие по миру, на которое решается главный герой, не приносит ему того, чего у него не было раньше. В этом случае рекламный слоган фильма – «Перестань мечтать, начни жить», – несёт совсем иной посыл: не нужно витать в облаках, следует наладить отношения с теми, кто тебя окружает, здесь и сейчас.
Столь восхитительная идея окружена не менее позитивной атмосферой, которую Бен Стиллер создаёт благодаря неторопливому повествованию и тонкому балансу между смешными и трогательными моментами на протяжении почти всего фильма. Лишь несколько неудачных сцен, вроде несмешной пародии на «Загадочную историю Бенджамина Баттона», нарушают общую тональность истории.
Но, несмотря на наличие безвкусных шуток, Стиллер всё-таки понимает, что в комедии совсем не обязательно кривляться и бешено жестикулировать. Причём не просто сам понимает, но и убеждает в этом отличную актрису Кристен Уиг, прославившуюся своими эксцентричными персонажами в телешоу «Субботним вечером в прямом эфире». Уиг исполняет роль Шерил неожиданно сдержано, но при этом так же замечательно, как и всегда. Всё это делает «Невероятную жизнь Уолтера Митти» доброй, наивной и немного глупой сказкой. И, как известно, такие сказки, в первую очередь, должны находить отклик в сердцах зрителей, а уже потом – в их головах.
Ну и последний плюс фильма, с которым точно никто не поспорит, – он очень красиво снят. Оператору Стюарту Драйбергу одинаково ярко и стильно удаётся запечатлеть на плёнке как завораживающие пейзажи Исландии, так и сцены, действие которых происходит в Нью-Йорке (например, момент, в котором Уолтер отправляется в аэропорт). А прекрасный во всех отношениях эпизод, в котором главный герой запрыгивает во взлетающий вертолёт под аккомпанемент песни Дэвида Боуи «Space Oddity» в исполнении Кристен Уиг, с большей уверенностью можно назвать той самой заветной «квинтэссенцией жизни», чем то, что нам показывают в финале.