Жизнь, я люблю тебя
Очередной фильм испанца Хулио Медема («Любовники полярного круга», «Люсия и секс», «Беспокойная Анна»), в котором он со свойственной ему чувственной тонкостью и столь же невероятным ощущением зыбкости граней окрашивает наш несправедливый мир в жизнеутверждающие цвета.
Молодая женщина Магда (Пенелопа Крус) на приёме у врача узнаёт, что она больна. Диагноз – рак груди. И если бы она решилась на обследование раньше, в тот момент, когда заметила неладное – едва ощутимые уплотнения – то можно было бы сделать больше на пути борьбы с болезнью. Но время упущено, и вердикт суров: Магда должна пройти испытание химиотерапией, лишиться одной груди, а затем выдохнуть, набраться сил и попытаться начать всё сначала. Без мужа – преподавателя философии, который накануне случившегося беспечно уехал в отпуск с любовницей – в том числе. Но – с горячо любимым сыном, который вселяет веру в то, что болезнь, предательство мужчины, потеря работы – всё это не может сломить. Не имеет права.
На футбольном матче (Дани, сын Магды – начинающий футболист) она знакомится с Артуро (Луис Тосар), харизматичным тренером молодежной команды, который узнаёт о гибели своей дочери в автокатастрофе. Жена остаётся жива, но впадает в кому, и с этого момента Магда проводит часы в больничной палате вместе с Артуро, поддерживая его. В итоге – удивительное сплетение добра, в котором участвует и сама Магда, и Артуро, с которым они день ото дня становятся ближе, и лечащий врач Магды, да, по сути, все герои картины.
В фильме затрагивается очень много вопросов, которые вызывают отклик. Вполне возможно, в переносе на русскую почву ответы Медема выглядят провокационно и вызывают волну удивления. Секс без любви, геи, свингер-клуб – все эти понятия, бесспорно, для русского сознания не так органично вписываются в понятие о морали. Но что, в конце концов, такое мораль? Что такое норма? Не сокрушает ли все понятия о «нормальной» морали беспощадный взгляд в самое нутро смертельной болезни?
Сознание режиссёра Хулио Медема абсолютно свободно от стереотипов. Также прост ответ Медема на вопрос о боге. Магда не религиозна, но готова говорить об этом с сыном, более того, она вызывает его на разговор и даёт ему возможность избрать собственный путь, приводя в пример горячо верующего Артуро.
Безусловно, это фильм о любви. О любви не телесной, хотя сложно представить, чтобы Медем не затрагивал тему секса в разговоре об отношениях – для него эти темы тесно вплетены одна в другую.
Это фильм об умении прощать, как прощает Марта пришедшего на «покаяние» бывшего мужа, об умении помнить только лучшее, а всё остальное – отпускать, и дело тут не в оставшихся шести месяцах жизни.
Магда не принимает «жертву» бывшего мужчины, выражающего желание остаться с ней до конца, чтобы окружить заботой. Вообще, герои не видят смысла в жертвенности «ради жертвы», они отметают это слово – «жертва», так как даже перед лицом страшной болезни Магда оказывается сильнее смерти.
Всё же, на мой взгляд, это не лучший фильм Медема. В «Беспокойной Анне» специфика его творчества, вся его неповторимость, вся мощь его видения мира выражена, несомненно, ярче всего. Но в то же время «Ма Ма» – это наиболее «земной» фильм Медема, что нисколько не умаляет его пронзительности. И ещё это – медемовская квинтэссенция любви к женщине как созданию удивительному и неразгаданному.
В этой трагикомедии печального, конечно, больше, нежели смешного, но насколько же удивительно наблюдать эволюцию неиссякающей веры! Хулио Медем выступает в роли апологета жизни, апологета силы наших мыслей и желаний. Каждым кадром «Ма Ма» утверждает важность всех наших порывов и необходимость брать от жизни всё. Главное – «не делать никому боли».
Вердикт: Фильм тонко и незаметно подтолкнет вас к новому глотку веры в жизнь, если вы эту веру внезапно потеряли.
7 |
6 |
8 |