Когда-то юные теннисисты Арт Дональдсон и Патрик Цвайг были закадычными друзьями, но однажды они встретили на вечеринке стройную и обаятельную Таши. Сражённые стрелами Амура, герои не только потеряли голову, но и запутались в собственных отношениях, причём со временем легче им не стало.

Прошли годы. Из-за травмы колена Таши оставила карьеру теннисистки и подалась в тренеры, поскольку в ней неожиданно проснулись навыки жёсткой бизнес-леди. Ну а поскольку рядом с ней в трудную минуту всегда был Арт, Таши выбирает его в качестве супруга. Вот только к 30 годам Арт теряет уверенность в себе и, соответственно, волю к победе, поэтому Таши решает записать его во второстепенный турнир-челленджер, в котором участвует Патрик.

Лука Гуаданьино ещё с самого начала режиссёрской карьеры демонстрировал любовь к стилю как одному из основных способов коммуникации со зрителем. Иногда это было просто красиво («Я – это любовь»), иногда спорно («Большой всплеск»), порой гениально («Зови меня своим именем»), а временами очень смело и самобытно («Суспирия», «Целиком и полностью»). В любом случае, напрашивался один важный вывод: Лука не застревает в жанре и небезуспешно пробует себя в разных направлениях – от романтической драмы до арт-хоррора. Теперь наступил черед освоения новой территории – спортивного кино.

Если бы не частая смена декораций и широкие пространства теннисных кортов, «Претендентов» легко можно было бы назвать камерным фильмом. В нём всего три главных персонажа, а локации однотипные, поэтому в прессе часто звучало мнение, будто из картины легко могла бы получиться пьеса. Тем не менее, это кино в первую очередь аудиовизуальное, и то, что не всегда удаётся отобразить актёрам пластически, ложится на плечи режиссёра, монтажера, композитора и оператора.

Претенденты

Больше всего Гуаданьино упивается динамикой и, если так можно выразиться, саспенсом тенниса. Камера его любимого оператора Сэйомбху Мукдипрома каждый раз то движется по невообразимым траекториям, словно рисуя объективом причудливые геометрические фигуры, то буквально впивается в объекты, заворожённо за ними наблюдая и превращая простой теннисный мячик в инструмент ловкого гипнотизёра.

Другой важный момент, который Гуаданьино использует в фильме, – рифмовка спортивной энергетики и природной человеческой чувственности. Сложно сказать, брал ли он осознанно за основу фильма понятие Фрейда о сублимации, когда энергия сексуального влечения трансформируется в социально приемлемые формы активности, но по итогу просмотра напрашивается именно такое утверждение.

Претенденты

На самом деле Гуаданьино очень ловко водит зрителя за нос, обещая ему полный отрыв. В результате это оставило многих разочарованными. Дело в том, что режиссёр лишь ходит по тонкой грани откровенности, но ни разу не переступает за неё и этим дразнит доверчивую аудиторию. Любые намёки на пикантность остаются лишь намёками, обнажённость тел ограничена стенами спортивной раздевалки, а страстные поцелуи никогда не переходят в полноценные постельные эпизоды с демонстрацией секса.

Подобная эротическая заряженность, никогда не достигающая пика, очень хорошо отображает фрейдистскую максиму касательно сублимации. Исполненные чувственности и страсти, персонажи не растрачивают силы на плотские удовольствия и перераспределяют эмоции на игру, что, впрочем, не мешает им выглядеть в кадре эффектно и по-настоящему сексуально.

Претенденты

Другое дело, что драма, лежащая в основе фильма, не шибко глубока. Увлечённость внешней формы порой уводит Гуаданьино от более важных деталей и проработки характеров, которые к тому же редко вызывают симпатию. Градус сопереживания за отношения Таши, Арта и Патрика может резко снизиться после осознания факта, что каждый из них частенько использует другого для достижения своих целей. Возможно, таковы правила большого спорта, но излишняя доля циничности придаёт персонажам малопривлекательные черты.

Кроме того, углы любовно-дружеского треугольника не слишком заострены, а ближе к финалу и вовсе начинают сглаживаться. Многим может показаться, что одной из причин нехватки адреналина и химии стал выбор Зендеи на роль Таши, поскольку она неплохо смотрится на корте, но в качестве вожделенного объекта соперничества выглядит не слишком убедительно. Несмотря на то, что девушка, по сути, один из важнейших членов экранной команды, её присутствие каждый раз меркнет с появлением контрастного дуэта пылкого брюнета Джоша О’Коннора и его полной противоположности, ледяного блондина Майка Фейста.

Претенденты

Своеобразно ощущается и кэмповый привкус, нотки которого Гуаданьино обильно вносит в сюжет, когда пытается довести отдельные моменты до абсурда с целью достижения гиперболизированного комического эффекта. Этим он сглаживает потенциально мощную драму о разрушительной силе профессионального соперничества, впустую потраченных надеждах и невозможности испытывать искреннюю привязанность.

Ближе к финалу режиссёр пытается как-то обобщить всё сказанное ранее и подвести публику к осознанию мысли, что герои, несмотря ни на какие преграды, споры и разногласия, по-прежнему остаются единым целым, чем и были с самого начала, но об этом до определённого момента не подозревали. Выходит это недостаточно внятно и убедительно, да и финальный сет больше кажется затянутым, чем по-настоящему горячим и напряжённым, как это часто и бывает с историями, в которых стиль и антураж важнее иных деталей.

Претенденты

Тем не менее, «Претенденты» – кино сочное, захватывающее и очень летнее. Луке Гуаданьино удалось превратить игру с перекидыванием мячика друг другу в настоящую аудиовизуальную феерию, заставляющую хотя бы приблизительно ощутить тот азарт, с которым игроки пребывают на корте. Это пот, струящийся с загорелых мускулистых тел, каждая клеточка которых напряжена до предела, огонь в глазах, говорящий о предвкушении и жажде победы, и, конечно, незабываемое эстетическое удовольствие по ту сторону экрана.

А этого вполне достаточно, чтобы сполна насладиться столь энергетически заряженным турниром и не обращать внимания, что перед нами скорее чумовой видеоклип, нежели сильная спортивно-психологическая драма.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here