Банки, деньги, два вора

Новая картина британского кинодела Дэвида Маккензи («Последняя любовь на Земле») повествует о двух отчаянных братьях. Тоби (Крис Пайн) – спокойная голова дуэта – и Таннер (Бен Фостер) – агрессивный бывалый – обворовывают ряд провинциальных банков, чтобы погасить кредитную задолженность и не позволить банкирам забрать семейную землю. Правда, в своём плане они не учли техасского рейнджера-расиста Маркуса (Джефф Бриджес), у которого перед уходом на пенсию ещё есть порох в пороховницах. Бандиты против полицейских – то ли в триллере, то ли в вестерне, и с колким юмором в придачу.

Отдельно примечательно название – герои преступают закон, нагоняя хаос, полные решимости выполнить обещанное, несмотря на любые трудности. А эти трудности им охотно обеспечивает остроумный и ушлый усач-пенсионер Маркус. Ядерное трио – Крис Пайн, Бен Фостер и Джефф Бриджес – делает фильм и остроумным, и трагичным, пока Дэвид Маккензи держит внимание зрителя на том, что крайне важно для повествования, и такая режиссура творит чудеса. В конце концов – с каждым из этих товарищей можно пропустить по бутылочке пива и поболтать о жизни. Кино, так сказать, для хорошего настроения, где нет чётких героев и чётких злодеев, потому что, находясь под угрозой, каждый пытается делать то, что считает правильным.

«Любой ценой» – чисто американская история. Здесь у каждого законопослушного гражданина, разумеется, есть при себе оружие. «Настоящие индейцы не сочувствуют ковбоям, а ковбои – индейцам», – молвит бурчащий Маркус. Ощутим глубинный смысл кровавой истории Америки, где всё ещё живы противоречия о геноциде индейцев – мол, одни жизнь отняли у других. Прелесть выразительной картины Маккензи видна в понимании и отчасти сочувствии к бандитам.

Вдобавок к легкомысленной, дрейфующей, будто перекати-поле, сюжетной линии – погоне за преступниками – в фильме читается комментарий о социальной бедности и насилии в эпоху корпоративного капитализма. Ведутся разговоры о его хищнической сущности – воры грабят банки, которые грабят народ, нуждающийся в крыше над головой. Здесь прямым текстом озлобленно заявляют, что сегодня у людей всё отнимают уже без армии. На стене банка, словно признание, мелькает совестливая фраза: «На три операции в Ираке деньги есть. А спасти нас от банкротства – нет». Актуально как никогда. Вот герои и берутся хладнокровно вернуть долг банку его же деньгами. Это прекрасно и само по себе, и созвучно сегодняшнему дню.

Любой ценой

Оператор Джиллз Натгенс демонстрирует умение ухватить песчаные просторы и бескрайнее голубое небо, закаты и рассветы, что ласкают глаз. Живописные панорамы выжженных степей и зеленых полей перебиваются техасскими рухлядями и нефтяными насосами. Последовательно повторяются виды жалкой городской среды и объявлений о банковских кредитах, что вырисовывает общее недоверие к власть имущим. Страна финансов и оружия, а бедность заразна. Самая поганая сущность капитализма показана и удачно, и современно, и шустро.

Авантюрный фильм укореняется в традиции классических вестернов, криминальных триллеров 70-х и социально-политическую реальность Запада (или Дикого Запада). Авторы умудряются между показом современной идеологии капитализма с заботой относиться к главным героям. Сюжет пропитан человечностью. Это фильм о прощении, выживании и фатальности. Очень не парадная лента, но это и понятно, хотя и выразительная.

Любой ценой

От фильма Дэвида Маккензи не хочется зажмуриться и любой ценой убежать. Режиссёр, вдохновлённый в своё время датским движением «Догма 95», создал кино для людей, которые не участвуют в политике и не хотят знать о нюансах экономического кризиса. Эти люди смотрят на безобразие капиталистов со стороны, но могут проникнуться судьбами обиженных шулерскими хитростями банкиров.

В фильме нет ничего революционного – он прямолинеен, но изумителен именно благодаря прекрасным образам, лёгкости повествования и выразительному изображению техасской среды. Несуетливый ритм действия позволяет зрителю изучить образы в их более тихие, бытовые мгновения. А в обострённом финале, где, между прочим, хамоватый герой Бена Фостера в красной рубахе стреляет из автомата, будто Тони Монтана из «Лица со шрамом», звучит трогательный диалог, в котором произносятся слова: «Не дури, брат», «Я люблю тебя». Как говорится, брат за брата – и этим всё сказано.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here