Одна из причин, по которой многие не любят ромкомы, – строгое следование определённым формулам, по которым жанр, собственно, и строится. В большинстве своём это эскапистские сказки, когда события складываются предсказуемо, неприятности легко разрешаются, а в финале ждёт непременный хэппи-энд, порой даже вопреки здравому смыслу. Но всё же порой такое кино способно создать хорошее настроение, восполнить дефицит романтики и даже заставить поверить, что в жизни порой могут случаться чудеса – пускай и всего на полтора-два часа.

Однако бессмертные шедевры вроде «Римских каникул» напоминают, что не все сказки могут заканчиваться традиционным «жили долго и счастливо», поскольку реальность порой бывает сурова даже к принцессам. Но что если простолюдин полюбит кого-то менее недоступного, скажем, киноактрису, пускай и знаменитую? Счастливый финал в таком случае вовсе не покажется фантастическим. А уж если разбавить лав-стори остроумными репликами и отдать главные роли всенародно любимым артистам, то получится не только кассовый хит, но и эталонное «кино хорошего настроения». Как, например, «Ноттинг Хилл», вышедший на экраны 25 лет назад.

В появлении этого фильма на свет нужно поблагодарить бессонницу, которой некоторое время страдал сценарист Ричард Кёртис. В одну из таких бодрых ночей ему пришла в голову идея: что если вполне обычный человек встретится с кем-то очень известным и это повлияет на всю его жизнь?

«Лёжа без сна целыми ночами, я порой задавался вопросом, что было бы, приди я в гости к друзьям, у которых ужинал раз в неделю, с очень известным человеком – например, Мадонной. Как бы они отреагировали? Кто из друзей попытался бы показать себя крутым? Как бы прошёл этот ужин?», – говорит Кёртис.

Так на свет родился сценарий, к главному герою которого, Уиллу, владельцу скромного магазина путеводителей, случайно забредает настоящая голливудская знаменитость – актриса Анна Скотт. Их неуклюжее знакомство быстро перерастает в не менее странную интрижку, которая на первых порах кажется экзотическим развлечением для обоих. Но со временем Уилл и Анна осознают, что жить друг без друга не могут, и социальные различия для них – не преграда.

Работая над сценарием, Кёртис видел только одну актрису в образе Анны – Джулию Робертс. Годы спустя Николь Кидман призналась, что очень хотела заполучить эту роль. Но в ту пору её карьера в Голливуде только расцветала и австралийская актриса не нашла в себе сил бороться за неё: «Я была совсем не так известна, к тому же считала, что у меня не хватает таланта».

Сама Робертс, напротив, чуть не отказалась от проекта. Агент звезды вручил ей сценарий и сообщил, что это «лучшая романтическая комедия, которую ей доводилось читать». Актриса столь восторженную точку зрения не разделяла: роль крупной звезды, которая вдруг западает на скромного книготорговца, не показалась ей выигрышной. Годы спустя Кёртис признался, что и помыслить не мог, что Робертс может ответить отказом. А когда сценарий «Ноттинг Хилла» сравнивали с «Римскими каникулами», он утверждал, что никогда не смотрел классический фильм с Одри Хепберн и Грегори Пеком.

На роль Уилла хотели взять неизвестного актёра, дабы лучше подчеркнуть контраст между ведущими исполнителями. Но после того как пробы безуспешно прошли восемь человек, создатели решили пойти другим путём и обратились к Хью Гранту. Решение отдать партию Уилла именно ему на студии было единогласным. Со временем даже стали говорить, что брак актёра и сценариста был заключён на небесах: на сегодняшний день Хью принял участие в восьми картинах, включая телепроекты, в которых Ричард Кёртис был сценаристом.

В их числе – главный на тот момент хит Гранта – романтическая комедия «Четыре свадьбы и одни похороны». Поначалу режиссёрское кресло хотели предложить её постановщику, Майку Ньюэллу, однако он предпочёл работу над фильмом «Управляя полётами» (который впоследствии постиг сокрушительный кассовый провал) и вакансия досталась Роджеру Мичеллу. Как ни странно, Ньюэлл совсем не пожалел о подобном решении: «У меня было ощущение, будто я уже снял “Ноттинг Хилл”. У фильма был прекрасный сценарий, но я почувствовал, что для меня там нет ничего нового. Возможно, мой выбор в пользу “Управляя полетами” был непрактичным с коммерческой точки зрения, но меня всё устраивало».

Выбор актёров на роль друзей Уилла оказался настоящей головоломкой, потому что требовалось найти одну большую и дружную семью. Роджер Мичелл объяснил, что была нужна такая актёрская команда, которая смогла бы сохранять важный внутренний баланс чувств, эмоций и личностных качеств, а также идеально взаимодействовать друг с другом.

Кажется, что во всех них можно влюбиться с первого взгляда – и в очаровательного недотёпу Уилла, вынужденного выдавать себя за журналиста из издания «Лошади и гончие», и его нелепого соседа Спайка (Рис Иванс), и смешную неудачницу Хани (Эмма Чэмберс), и, конечно, в прекрасную супружескую пару, Беллу и Макса, в исполнении Тима Макиннерни и Джины Макки. Будучи случайной гостьей на чужой вечеринке, Анна впервые оказывается в тёплой, по-настоящему домашней обстановке и видит, как эти люди способны любить друг друга просто за то, что они есть, невзирая на проблемы по части финансов или здоровья (как в случае с героиней Джины).

Вспоминая съёмки в «Ноттинг Хилле», Макиннерни сказал, что работа с Джулией Робертс для него останется одним из лучших воспоминаний в жизни. Актриса не только подружилась с коллегами и членами съёмочной группы, но и была очень добра по отношению к матери самого Тима: «Помню, мы беседовали с Джулией, и она спросила, кого я привёл с собой на съёмки. Я сказал, что сестру, зятя, пару друзей и маму. Она говорит: “Я хочу встретиться с твоей мамой”. Я подвёл её к маме, которая сидела в кресле. Джулия присела на подлокотник рядом с ней и попросила меня уйти. Они разговаривали около получаса. Когда я потом спросил, о чём, Джулия ответила: “Это личное!”»

Поначалу съёмки в реальных локациях района Ноттинг Хилл в Лондоне не планировались. Создатели раздумывали над постройкой масштабной декорации, где никто не смог бы мешать процессу. Однако со временем всё же приняли рискованное решение: съёмки фильма под названием «Ноттинг Хилл» должны проходить только в настоящем Ноттинг Хилле.

Мичелл беспокоился, что это обернётся сущим кошмаром, особенно когда папарацци начнут следить за Робертс и Грантом 24 часа в сутки, а толпы зевак будут постоянно лезть в кадр. Но благодаря слаженной работе специалистов по подбору локаций, городских властей и служб безопасности всё обошлось: работники киноиндустрии и жители района прекрасно соседствовали друг с другом и не доставляли особых проблем. К тому же члены съёмочной группы пообещали сделать пожертвование в любимую благотворительную организацию каждого из жителей, в результате чего деньги получили свыше 200 благотворительных фондов.

Правда, кое-какие декорации всё же пришлось построить – например, главное место действия. Пресловутый книжный магазинчик в Ноттинг Хилле оказался слишком мал, чтобы проводить в нём съёмки, и потому соответствующий сеттинг выстроили сразу за углом.

Тем не менее, сам магазин, впервые открывшийся в 1979 году, стал пользоваться бешеной популярностью. По словам администратора букшопа Ольги Левковской, у неё всегда найдутся запасы одноразовых носовых платочков на тот случай, если к ней заглянет романтично настроенная влюблённая пара и кто-нибудь захочет сделать там предложение. Посетители, прибывающие в Ноттинг Хилл со всего мира, делятся с ней эмоциями по поводу фильма и присылают открытки со свадеб, поскольку именно в этом месте многие впервые приняли решение связать судьбы вместе.

Занятная история произошла и с картиной Марка Шагалла «Невеста», вернее, с её репродукцией. Фоторепродукцию Анна видит в доме Уилла и в финале решает подарить ему оригинал. По словам Мичелла, это произведение искусства выбрали потому, что Кёртис был поклонником художника, а полотно отражало лейтмотив самого фильма – тоску по чему-то безвозвратно утраченному. По просьбе продюсеров британская художница Томасина Смит написала её точную копию. Правда, перед этим пришлось пройти множество инстанций, чтобы получить разрешение, включая владельца и Авторское общество художников и дизайнеров.

Написанная Смит репродукция оказалась настолько хороша, что продюсер Дункану Кенворти пришлось принять трудное решение уничтожить арт-объект после съёмок. Высококлассную копию могли выкрасть и продать на чёрном рынке как искусную подделку (а подлинник, по различным оценкам, стоил от 500 000 до миллиона долларов США).

Смелое решение создателей – выбор естественных локаций и приближенность к повседневному быту рядовых англичан – можно только горячо поприветствовать. Им удалось передать в кадре подлинное очарование Ноттинг Хилла, в котором постоянно кипит жизнь. Здесь простые люди ежедневно радуются самым обыкновенным вещам – беседам с давно знакомыми торговцами, ароматам свежей выпечки и утреннего кофе, разнообразию красок и уютной тишине крошечных магазинчиков.

Кажется, именно это и покорило Анну, голливудскую знаменитость, которая, похоже, впервые осознала, что подлинное счастье живёт тут, в сердце Лондона, а не среди красных ковровых дорожек Лос-Анджелеса или дорогих особняков Беверли-Хиллз. Встреча с обаятельным тихоней Уиллом внезапно заставляет её открыть глаза и осознать простейшую истину: слава мимолётна, а взаимосвязь двух близких душ – вечна.

Возможно, из-под пера иных сценаристов такие прописные понятия превратились бы в слащавые морализаторские клише, но Кёртис не из их числа. То, как он прописывает эскалацию любви между главными героями, заставляет с лёгкостью поверить, что подобный мезальянс возможен: его сценарий прекрасно раскрывает характеры, а отлично подобранные актёры с лёгкостью воплощают его в жизнь.

Секрет бешеной популярности «Ноттинг Хилла» среди зрителей (касса мирового проката – свыше 360 миллионов долларов) не так уж и сложен. Каждый, кто обожает эту остроумную, трогательную и очень романтичную картину, с лёгкостью ответит, в чём основной залог её успеха. Это хороший вкус, тонкий британский юмор и искреннее уважение авторов к простым людям.

Снисхождение голливудской кинопринцессы со звёздного Олимпа в маленькую лондонскую квартирку над книжной лавкой не выглядит надуманным слащавым клише с непременными поцелуями в диафрагму. Кёртис и Мичелл настолько вдумчиво и сочувственно преподносят своих героев, что в естественность этого невероятного романа веришь безоговорочно.

Эта история вновь и вновь будет трогать каждого, кто обладает чувством юмора, всё ещё способен верить в чудеса, готов разглядеть за парадным обликом ранимое сердце и прекрасную душу, ценит друзей, любит то, что имеет, и дорожит счастьем быть вдвоём. Словом, для всех, кто знает цену человеческим отношениям в их лучшем проявлении и на первом свидании вырезает на парковой скамейке какую-нибудь фразу, призванную увековечить свои пылкие чувства для новых поколений влюбленных, вроде: «Для Джун, которая любила этот сад. От Джозефа, который всегда сидел рядом».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here