Зеркало души
Яцек (Матеуш Косьцюкевич) – видный парень на деревне. Он увлекается тяжёлым роком, у него большая семья, любящая девушка Дагмара (Мальгожата Гороль) и неплохая работа. Молодой человек трудится на стройке статуи Иисуса Христа, которая должна стать самой высокой в мире. Полученная в результате несчастного случая серьёзная травма оборачивается для Яцека серией пластических операций на лице, в результате чего для своих друзей и близких мужчина фактически становится другим человеком.
Опытный польский режиссёр Малгожата Шумовска – завсегдатай европейских кинофестивалей. Её последний фильм «Лицо» взял «Гран-при жюри» Берлинале и поставил на повестку дня сложные философские проблемы самоопределения и самопознания. Так ли важен для нас взгляд со стороны или единственно верным является собственное суждение? Что скрывают люди под маской повседневности? Что есть душа человека? Способен ли одиночка противостоять толпе?
Ответы зрителям могут не понравиться, но давящей безысходности или имманентной тоски в постановке не чувствуется. Напротив, она смотрится на одном дыхании. Непринуждённая, временами даже беззаботная атмосфера истории противопоставляется визуальному ряду. Картинка размыта и сдержанна, доминируют холодные тона, где-то в воздухе витает дух раннего Эмира Кустурицы, а режиссура отстранённая. Между тем нельзя сказать, что в фильме не ощущается авторской позиции. Открывающий ленту эпизод, в котором группа обезумевших полуголых людей штурмует полки открывшего распродажу магазина, открыто заявляет о том, в каком направлении будет развиваться сюжет, и что по этому поводу думает Шумовска.
Как и в любом цельном произведении, второстепенные линии «Лица» работают на основную. Один из главных подсюжетов касается религии – основные догматы монотеистического мировоззрения подвергаются жёсткой сатире. Например, в одной из самых запоминающихся сцен служители католической церкви на полном серьёзе проводят сеанс экзорцизма. Едва не сваливаясь в эзотерику, перемешивая серьёзное со смешным, изображая население страны сквозь призму семьи Яцека и его ближайшего окружения, Шумовска недвусмысленно заявляет об ущербности популизма как способа управления массами, а также бессмысленности жизни существующего социума.
Интересно, что тема фильма созвучна выработанным годами знаменитым отечественным «не высовывайся» или «будь как все». А природа, в которой нетрудно угадать привычные русскому глазу добрую грусть и умиротворённость лишь подчёркивает это сходство. Действительно, история интернациональна, в персонажах можно распознать архетипичных героев дня сегодняшнего, будь то клерикальные Польша и Россия или светская Испания. Вообще, религия играет существенную, но не определяющую роль в «Лице». Несколько моментов со служителями церкви выполнены в ироничном ключе и заставляют не единожды улыбнуться.
Но представители духовенства интересуют создателей полотна постольку-поскольку. Более важным для них является человек в его нынешней обёртке. Помыслы, потребности, привычки в контексте пороков homo sapiens XXI века – вот занимающие Шумовску темы. В их реализации преуспевает Косьцюкевич – муж режиссёра в реальной жизни. Актёр органичен в своём амплуа, за его игрой интересно наблюдать. Хороши гримёры, благодаря которым внешность главного героя после трагедии вызывает одновременно и сочувствие, и отторжение.
Когда стремление Яцека обрести прежнюю жизнь из смелого проекта постепенно превращается в обыкновенный прожект, выводы напрашиваются сами собой. Покамест мы не обратим взгляд на окружающий мир, пока не поднимем голову, чтобы увидеть ясное небо над головами, мы так и останемся людьми обезличенными, серыми копиями, от которых отвернулся их внутренний Иисус. Мы превратимся в людей, навсегда покинувших своих соплеменников, лишь бы те никогда более не видели наши омерзительные лица.