Когда речь заходит об экранизациях Короля Ужасов Стивена Кинга, можно проследить любопытную тенденцию: киноверсии большинства его хоррор-произведений на экране выглядят не самым лучшим образом, а зачастую и откровенным барахлом (исключения вроде шикарных «Сияния», «Мглы» и «Кэрри» крайне редки), в то время как драматические вещи вызывают восторг критиков и номинируются на «Оскар» («Побег из Шоушенка», «Зелёная миля»). К этим несомненным удачам относится и драматический триллер Тейлора Хэкфорда («Адвокат дьявола») «Долорес Клэйборн», который смело можно назвать одной из лучших экранизаций писателя – и при этом самой недооценённой.
После того как в 1990 году вышел фильм «Мизери» и принёс Кэти Бейтс «Оскар» за роль фанатичной женщины Энни Уилкс, Стивен Кинг настолько впечатлился проникновенной игрой актрисы, с которой он лично встречался на съёмках, что уселся за свой новый роман, центральная героиня которого писалась исключительно под неё. Так что неудивительно, что, когда кинокомпания Castle Rock Entertainment приобрела у Кинга права на экранизацию «Долорес Клэйборн», кандидатура Кэти Бейтс на главную роль даже не обсуждалась, и актриса была утверждена без всяких проб.
Несмотря на то, что из-под пера Стивена Кинга часто выходили откровенно неудачные работы (как и у любого писателя-массовика с богатым творчеством), это нисколько не умаляет его достоинств. Кинг умеет великолепно прописывать даже второстепенных персонажей, превращая их в сильные, запоминающиеся характеры с богатым жизненным опытом. Очень близка Кингу и такая болезненная тема, как домашнее насилие, в частности насилие над женщиной, а также инцест, что нашло отражение в таких произведениях, как «Игра Джеральда», «Оно», «Роза Марена». В «Долорес Клэйборн» все эти темы раскрываются в полном объёме.
Речь в фильме идёт о простой и трудолюбивой домохозяйке Долорес, обвиняемой в убийстве богачки Веры Донован, у которой та работала экономкой. В это время в отчий дом возвращается дочь Долорес, известная журналистка Селена Сент-Джордж, падкая до сенсаций, деловая и чёрствая женщина. Их отношения с матерью накалены до предела, поскольку Селена всю жизнь обвиняла родительницу в смерти отца. Но именно после их встречи, когда обе женщины начинают собирать своё тягостное прошлое по осколкам, открывается вся правда о Долорес Клэйборн, уставшей, измученной и доброй женщине, которой судьба не давала ничего, кроме пощечин.
Основная задача по адаптации романа для большого экрана легла на плечи никому тогда неизвестного Тони Гилроя, будущего сценариста цикла шпионских триллеров про Джейсона Борна и номинанта Американской Киноакадемии. Поскольку Стивен Кинг строил своё повествование в виде одного сплошного флэшбэка (а именно показаний Долорес в полиции), то история затрагивала исключительно прошлое героев. Поэтому перед Гилроем стояла непростая задача – не испортить оригинальный текст и дух книги, и одновременно выстроить несколько иную форму повествования, дабы увлечь зрителя, читавшего роман.
С этим он справился блестяще. Прежде всего он решил рассказать об отношениях матери и повзрослевшей дочери, которые в книге были упущены. Гилрой прекрасно понимал, какой потенциал хранится в этих недосказанных моментах, потому они вовсе не выглядят надуманной надстройкой или пережёвыванием очевидного. Этот действительно позволило не только по-новому взглянуть на саму историю, но и показать главных героев с разных точек зрения, заглянуть в их внутренний мир и рассмотреть мотивировки поведения, формирующие их сложные образы.
На высшем уровне оказывается и режиссура Тейлора Хэкфорда. Безупречно владея монтажом, он искусно вплетает флэшбэки в основную повествовательную линию, создавая очень органичное полотно. Здесь прошлое и настоящее плавно перетекают друг в друга, и Хэкфорду для выразительного рассказа был просто необходим яркий и экспрессивный визуальный стиль. Для этого за камеру был приглашён оператор «Караваджо» Гэбриел Беристайн, который создал абсолютно противоположные настроения и визуальные воплощения флэшбэков и основного сюжета, работая на цветовых контрастах.
Как ни странно, но исключительно тяжкое, болезненное прошлое героини рассказывается в ярких, сочных красках, словно демонстрируя живущую в её душе надежду на светлое завтра. А вот, казалось бы, уже более спокойное настоящее Долорес – напротив – подаётся в бледно-синих, очень холодных тонах, заставляя буквально кожей ощутить промозглую, сырую атмосферу уединённого острова, всю ту усталость от жизни, что копилась в женщине долгие годы, притупившееся горе и полное равнодушие к собственной судьбе.
В подобных историях самой важной составляющей являются актёры и их образы, и режиссёр это прекрасно понимал. Ведущие исполнители не тянут одеяло на себя – каждый участник действия ярок и раскрыт в полной мере. Бесподобная Кэти Бейтс не разочаровала возложенных на неё надежд и как по нотам изобразила сложный и крайне драматический портрет избитой жизнью женщины, демонстрируя поразительное превращение из моложавой, но уже изнурённой физическим трудом домохозяйки в пожилую, исстрадавшуюся старуху, покинутую и одинокую.
Когда речь зашла о выборе актрисы на не менее сложную роль Селены Сент-Джордж (особенно учитывая тот факт, что взрослая Селена отсутствовала в книге, и потому создание её образа было делом весьма непростым), проблем с подбором не было: роль сразу закрепили за превосходной Дженнифер Джейсон Ли, которая как никто другой могла сыграть сухого и крайне неврастеничного человека, страдающего от потаённой душевной травмы. Их дуэт с Бейтс – одна из сильнейших составляющих картины.
С подбором актрисы на роль Веры Донован Хэкфорду помогла его жена, знаменитая английская актриса Хелен Миррен. Она сразу увидела в этом непростом персонаже Джуди Парфитт, с которой играла на родине в сериалах BBC. Но самая неприятная партия, роль отвратительного мужа Долорес Джо Сент-Джорджа, досталась интеллигентному Дэйвиду Стрэтэйрну. Джо в его исполнении – это отталкивающий и мерзкий человек, которого хочется немедленно придушить – и это огромный комплимент для актёра.
Увы, когда речь заходит об успехе «Долорес Клэйборн», становится грустно. Пускай фильм и собрал вполне приличную кассу для 90-х – 25 миллионов долларов, – до сборов «Мизери» было далеко. Хотя это, конечно, не самое главное. Кажется невероятным, но, несмотря на положительные отзывы критиков, картину решили не продвигать ни на «Оскар», ни на «Золотой глобус». А три номинации на премию «Сатурн» (актриса, актриса второго плана и музыка) и номинация на премию Эдгара Аллана По за «лучший фильм» остались лишь номинациями. Однако очень хочется верить, что, несмотря на отсутствие наград, «Долорес Клэйборн» Тэйлора Хэкфорда найдёт заслуженное место в сердцах поклонников Стивена Кинга, Кэти Бейтс и просто любителей сильных психологических драм, снятых с душой и чувством.
прекрасный фильм, прекрасный рассказ