Точка безубыточности
Ведущий популярного телешоу «Финансовый монстр» Ли Гейтс (Джордж Клуни) даёт советы зрителям, которые с их помощью открывают для себя дорогу к обогащению. Мужчина купается в лучах славы, прилично зарабатывает и ведёт в целом беспечный образ жизни. Всё меняется, когда в студию во время одного из эфиров вторгается молодой человек с оружием в руках (Джек О’Коннелл). Он пытается дознаться, каким образом вышло так, что на одной из операций, вложить деньги в которую рекомендовал Гейтс, он и миллионы других людей лишились всех своих накоплений. Возможно, не все доживут до конца трансляции.
Свою четвёртую полнометражную ленту в качестве режиссёра Джоди Фостер посвятила миру финансовых махинаций и спекулятивных сделок. Нехитрую в общем-то гипотезу о закулисных играх и обходных манёврах женщина-постановщик с твёрдым чаянием переносит на экран, попутно выстраивая вокруг основной темы фильма высокий уровень накала действия. Когда герой британца О’Коннелла появляется в кадре, кино переходит в разряд триллера, а депорт, форфейтинг, оферта, маклер и другие термины тонко и ненавязчиво вклиниваются в ход событий; даром что являются ключевыми для восприятия сути постановки.
Вместе с Джеком О’Коннеллом, который два года назад исполнил роль легендарного олимпийца и военнопленного Луи Замперини в фильме Анджелины Жоли, первую скрипку здесь играет ветеран Клуни. К актёрской игре претензий никаких нет. Претензии скорее можно направить к сценаристам Джиму Кауфу («Час пик», «Сокровище нации»), Алану Ди Фиоре (сериал «Гримм») и Джеми Линдену («Мы – одна команда», «Дорогой Джон»), вместе с исполнителями ролей наделивших персонажей харизмой, но отчего-то превративших их в послушных марионеток, по велению кукловода-Фостер исполняющих нужный номер.
Так, например, невооружённым глазом заметно, как Ли Гейтс то превращается в циничного, трусливого мужеподобного существа, то вдруг, выпятив грудь колесом и расправив плечи, рвётся на передовую, в герои. Да, можно списать это на развитие персонажей – то, что необходимо для любой хорошей истории. Но за подобными метаморфозами (а происходят они чрезвычайно быстро, ведь история захвата заложников в прямом эфире развивается в течение нескольких часов) не чувствуется конгруэнтности. Потому герою Джорджа Клуни не хочется верить. Образ Кайла, который на экране воплотил О’Коннелл, выглядит более цельным. Но и он кажется шаблонным, в нём не хватает глубины, несмотря на то что для преступника в сюжете предусмотрена поясняющая его мотивацию линия, а также яркий финальный аккорд.
Тем не менее, несмотря на очевидные погрешности сценаристов, история держит в напряжении. Фильм весьма неплох, если рассматривать его в качестве остросюжетного триллера; пусть и с некоторыми шероховатостями. Но всё же важнее душа ленты, чем её инвестиции в экшен-составляющую. Джоди Фостер планомерно выводит лживую картину современного мира, где во главе угла лежит основополагающий постулат для любого уважающего себя фарцовщика или гешефтмахера. Её полотно рассказывает нам, что виноваты не люди, виновата система. Но все идиомы и догмы, которые развивает постановщица в течение полутора часов оказываются прахом, когда секундомер доводит зрителя до решительного эпилога. В нём нет ничего, что хоть сколько-нибудь соотносилось с предыдущими мыслями и задумками «Финансового монстра». Эпилог ставит крест на всех предыдущих событиях, низвергает историю до уровня банальной преступной идеи, что взбрела в больную голову не самого достойного члена общества.
Вердикт: Пытающаяся казаться умнее, чем есть на самом деле, картина, вместившая в себя приличные актёрские работы и неплохой саспенс, но на деле оборачивающаяся пустым выхлопом.
6 |
7 |
4 |