Вот уже несколько дней в Москве идет Cifra 2 – фестиваль венгерского кино. Его кульминацией станет показ фильма «Сын Саула» режиссёра Ласло Немеша – он пройдёт 4 апреля в «Гоголь-центре». Но Cifra – это не только оскароносный «Cын Саула», но еще пять лент на любой вкус. О двух из них – в нашем фестивальном обзоре.
ЗАБЛУДШИЕ / VESZETTEK
Режиссёр: Кристина Года
В ролях: Иван Фенё, Пирошка Молнар, Анна Дёрди, Франциска Тёрёчик, Оскар Няри
История о том, как тонка грань между спасением родного города от хулиганов и превращением в неофашистов.
Захолустный венгерский городок, вокруг – запустение, безработица и воровство на каждом шагу. Город поделён на «зоны влияния» – в каждой заправляет своя банда, куда другим лучше не соваться. Но с появлением в Тарнаде нового шефа полиции Яноша Ача всё меняется, и бездельно болтающейся шпане находится применение. Он сколачивает вокруг себя то ли кружок, то ли клуб, и всё с благими целями – сделать город лучше. Клуб усердно тренируется, помогает полиции бороться с преступностью в городе и в какой-то момент, незаметно для себя, но очевидно для других жителей, переступает черту – а это значит, что одни насильники сменяют других.
На фоне молодых ребят выделяются братья Йоци и Матэ. Последний – подающий надежды спортсмен, бегун на длинные дистанции, у которого нет денег даже на новые кроссовки, а отец сидит в тюрьме ни за что. Вообще, в «Заблудших» бегут все: Матэ, его возлюбленная Анита, дочь тренера, не ужившаяся в Будапеште и вернувшаяся в родные пенаты, все члены клуба на ежедневных тренировках. В конечном счёте из Тарнада бежит и Матэ, когда понимает, что этому бесчинству уже не положить конец, и всё заходит слишком далеко, когда даже человеческая жизнь не становится преградой в достижении «святых» целей клуба. И в заключительном кадре, как насмешка, Матэ высаживается на Площади Героев в Будапеште, как будто бы этим и положа своему недолговечному геройству конец.
Фильм гипнотизирует своей динамикой, иногда граничащей с жёсткостью. В то же время он порой забавно наивен, но эта наивность «Заблудшим» как будто бы и к лицу. Картинка же заброшенных городских окраин здесь – в категории стилевых доминант.
УИК-ЭНД / VIKEND
Режиссёр: Арон Матяшши
В ролях: Дорка Гриллуш, Корнел Шимон, Тамаш Лендел, Терез Вашш, Домокош Сабо, Аттила Арпа
Триллер с уж больно завёрнутым сюжетом – зато на фоне природы, захватывающей дух.
Адвокат Марта с супругом, успешно избавив от тюрьмы на деле виноватого бизнесмена Иштвана, выбираются с ним же на лоно природы в Румынии. На километры вокруг – только олени и лисицы. Хотя, по словам местного егеря, медведи тоже встречаются. Егерь, кстати говоря, в дальнейшем окажется не так уж далёк от всех кровавых событий. Деятельность Марты не сказать чтобы чиста, да и подзащитный Иштван, её любовник, плетёт сети вокруг Марты прямо во время прекрасного уикенда. Впрочем, к «сетям» приложили руку все понемногу – и муж Марты, и пособник Иштвана, и местное население. Ещё один важный момент: конфликт с местным населением до добра не доводит, о чём горожане, приехав в райские места, несколько позабыли.
Триллер, несомненно, в лучших традициях жанра: много крови, сексуальных перипетий (на юридической почве, конечно), неожиданных поворотов и шокирующих непонятностей вплоть до конца «Уик-энда». Но в какой-то момент все эти хитросплетения начинают утомлять – ведь всё уже видено-перевидено, и чтобы удивлять, ну, или хотя бы удерживать интерес, такого сюжета в чистом виде оказывается мало. Здесь и подключается операторская работа: наплывающая камера, умопомрачительной красоты панорамы, вид суровых румынских красот – видя это, можно и спустить на разок с небес на землю требования к данному представителю жанра.