Старшеклассница Со-хи мало чем отличается от сверстниц: прилежно учится, зависает в кафешках с подругами, а в свободное время любит танцевать. Именно её директор школы отправляет на стажировку в колл-центр крупной компании, специализирующейся на интернет-услугах.
Учитывая высокий статус нанимателя, на представителя школы ложится большая ответственность: Со-хи должна проявить себя с лучших сторон, а в случае увольнения навлечёт на школу позор.
На первых порах девушка старается соответствовать заданным требованиям, но вскоре понимает, что это не работа, а настоящий корпоративный ад, из которого ей не вырваться из-за контракта, ряда обязательств и прочих сдерживающих рамок. А давление в этой офисной скороварке с каждым днём лишь усиливается, что просто не может не привести к трагедии.
Ученица известного корейского режиссера Ли Чхан-дона («Пылающий», «Поэзия») Чон Джу-ри в конце 2016 года услышала о девушке, которую школа отправила в качестве стажёра в телекоммуникационную компанию, а через три месяца она покончила жизнь самоубийством. Постановщицу настолько потрясла эта мрачная история, что она решила снять на её основе картину. В оригинале фильм называется «Следующая Со-хи», и, надо сказать, корейское название гораздо точнее отображает собирательный образ любого человека, оказавшегося на месте главной героини.
Наверняка тот зритель, кто сам хотя бы пару раз становился недовольным клиентом колл-центра и тратил кучу времени на решение проблем, не особо посочувствует героине, а кто-то вообще скажет: «подумаешь, сгорела на работе, у нас ещё и не то бывает». Но постановщицу не интересовала бы эта история, если б она была банальным повествованием о ленивой девице с неустойчивой психикой, которая всего лишь не справилась с элементарной ответственностью.
Чон Джу-ри мыслит гораздо шире и смотрит гораздо глубже, на примере Со-Хи составляя важный социальный комментарий об изъянах современного общества и трагедии человеческого равнодушия. Проблема девушки кажется тривиальной лишь на первый взгляд. Картина аккуратно собирает ряд доказательств, которые станут мощным обвинительным актом всей порочной системе, в которой на доверчивых людях наживаются крупные корпорации. Им обещают стабильный заработок, уютный офис, дружный коллектив и карьерный рост в международной компании, но не протянут руку помощи, стоит лишь человеку проявить слабость или оступиться.
Также одной из важных проблем, актуальных не только для Южной Кореи, Чон Джу-ри видит нереализованность творчески одарённой молодежи. Несмотря на то, что сама Со-хи, как и её молодой человек, наделены хореографическими талантами, раскрыть себя они не могут, поскольку не обладают ни деньгами, ни нужными знакомствами. Из-за невозможности самореализации ребята вынуждены пахать на работе, для которой не созданы априори, что не только малоэффективно для самих нанимателей, но и губительно для всех, кто идет работать туда, где берут.
Разумеется, в силу ряда причин многие вынуждены зарабатывать любым способом, независимо от того, нравится им их место, или нет, и далеко не со всеми из них происходит трагедия. Но здесь важен именно один сугубо индивидуальный случай, тщательное препарирование которого позволяет вынести неутешительный диагноз сразу всей системе и обнажить её слабые места.
Благодаря бесстрастной, на грани документальности, режиссуре Чон Джу-ри и её пристальному взгляду мы изучаем все обстоятельства, которые привели девушку к роковому шагу, проживая их вместе с ней. Со-Хи оказалась в ситуации, в которой у неё нет права голоса, каждый её бунт пресекают, её ломают под шаблон «такая, как все». Здесь рабочие цели недостижимы, усердный труд не поощряется, а сделать шаг назад никто не позволит, повторяя при этом, что иного будущего у тебя может не быть.
Во второй половине «Следующей жертвы» в сюжете появляется следовательница Ю-джин. Изучая детали произошедшего, она начинает казаться той самой «другой Со-хи», к которой жизнь отнеслась чуть более благосклонно. Она сумела не потерять рабочее место, очевидно умна, внимательна к деталям, позволяющим проникнуть вглубь простого на вид дела без признаков криминала. Но, судя по всему, ей точно так же пришлось похоронить многие мечты и превратиться в человека, который вынужден играть по правилам и подчиняться начальству, чтобы не остаться на улице.
Ловко оперируя этими параллелями, Чон Джу-ри проявляет себя не только как чуткий и внимательный наблюдатель, но и как отличный режиссёр, способный увлечь бытовыми деталями и заставить сопереживать героям. Не последнюю роль в этом играют и блестящие актёрские работы Ким Щи-ын и Пэ Ду-ны в ролях Со-хи и Ю-джин соответственно, превративших своих героинь в таких живых, сильных и в то же время уязвимых.
Постановщица не окунает события в сплошную урбанистическую депрессию, подобно «Слон сидит спокойно» Ху Бо. Ей достаточно лишь приглушить цветовую гамму, убавить свет и акцентировать камеру на фиксациях крупных планов и окружающих пейзажей, чтобы зрителю стало понятно: в таком мире можно только выживать. Возможно, какие-то посылы она стремится донести слишком явно, но, как это часто бывает, важные истины иной раз нужно проговаривать без словесных уловок, метафор и лишних прилагательных.
Нет гарантий, что такие заявления способны что-то изменить в порочной системе взаимоотношений «корпорация – человек». Но у каждого из нас должен быть рядом тот, кто услышит призыв о помощи, проявит добросердечие и не позволит упасть в бездну, выслушает, что-то посоветует и протянет руку в трудную минуту. Ведь никто не знает, кому однажды суждено стать той самой следующей Со-хи, которая когда-то была беззаботной и жизнерадостной девочкой, так любившей танцевать.