Мать моя женщина
Многие из актёров мечтают хоть раз в жизни получить заветную премию «Оскар». Кому-то это удаётся, кто-то продолжает мечтать, а кто-то в погоне за позолоченной статуэткой умудряется завоевать ровно противоположную награду – «Золотую малину». Именно это произошло с титулованной актрисой Фэй Данауэй, сыгравшей в биографической драме «Дорогая мамочка». Фильм рассказывает о жизни легендарной голливудской дивы Джоан Кроуфорд и снят по мотивам одноимённой книги её приёмной дочери Кристины.
Жизнь маленькой Кристины, которую удочерила знаменитая актриса Джоан Кроуфорд, только внешне кажется идеальной. Казалось бы, ей должны завидовать все дети мира: она живёт в богатом доме, у неё полно игрушек, красивой одежды, все развлечения мира к её услугам. Но никто не знает, что несчастное дитя воспитывается не заботливой и доброй женщиной, а неадекватной алкоголичкой, которая в моменты перепадов настроения превращается в жуткого монстра.
Внешне кино производит неплохое впечатление: видно, что авторы старались, создав добротные декорации и красивые костюмы. Однако уже с первых кадров возникает чувство, что режиссёр Фрэнк Перри (кстати, номинант «Оскара» за режиссуру драмы «Фрэнк и Лиза») либо находился вне съёмочной площадки, либо в каком-то пограничном состоянии. Он в упор не заметил, что Данауэй в своём стремлении изобразить великую актрису упорно и комично переигрывает.
Сложно утверждать, не читая книги, что же именно было в романе Кристины и как на самом деле проходило её детство. Но если верить авторам фильма, легенда Голливуда Джоан Кроуфорд была буйной истеричкой с явными признаками маниакальности и шизофрении, а также очень плохой актрисой, похожей на трансвестита (даже Кристина Кроуфорд отметила, что негативный портрет её приёмной матери в фильме излишне преувеличили). Складывается впечатление, что для создания образа Фэй Данауэй пересмотрела кучу фильмов с Джоан Кроуфорд. Затем на их основе она слепила некий отдельный персонаж и подала его зачем-то жутко гротескно и даже пародийно. То ли актриса переоценила свои способности и увлеклась, то ли просто не справилась, но большинство драматических эпизодов она проваливает, чем заставляет ухмыляться.
Когда Фэй Данауэй соглашалась на роль, она, очевидно, мечтала о втором «Оскаре», особенно после прокола с партией в фильме «Первый смертный грех», принёсшей ей первую номинацию на «Золотую малину». В итоге «Дорогая мамочка» не только принесла ей «ягоду», но и пошатнула карьеру настолько, что актриса в дальнейшем даже заворачивала интервью, если речь в них шла об этой картине.
Практически все актёры играют из рук вон плохо. Юная Мара Хобел в роли маленькой Кристины постоянно выдаёт не те эмоции, которые нужны, временами впадая в неуместную для ребёнка патетику (нужно ли говорить, что звездой кино девочка не стала). Сыгравшая Кристину-подростка Диана Скарвид вообще отдельный случай: актриса играет так, словно находится под воздействием мощных психотропных веществ и ей трудно ходить и говорить. Но самое интересное начинается, когда Данауэй и Скарвид появляются в кадре одновременно.
Особенно веселят безумные сцены скандалов. Призванные ужаснуть зрителя чудовищными отношениями матери и дочери, они вызывают лишь истерический смех – больше всего в сцене драки Джоан и Кристины. Иногда закрадывается мысль, что актёры ведут себя так нарочно, поскольку придумать иное оправдание для творящегося на экране беспредела нельзя.
Куча диалогов, незабываемых в своей нечаянной нелепости, вполне способны стать интернет-мемами («Тина, принеси мне топор!», «Я сказала, никаких проволочных вешалок!»), а сам фильм выглядит как дикая пародия на все голливудские байопики вместе взятые.
На «Золотой малине» «Дорогая мамочка» стала абсолютным победителем, завоевав 5 антипремий из 9 номинаций – худший фильм, сценарий, актриса (Данауэй), актриса второго плана (Скарвид) и актёр второго плана (Стив Форрест), но в прокате окупилась, собрав почти в 4 раза больше вложенных в неё денег. Тем не менее, просмотр «Дорогой мамочки» – отнюдь не пустая трата времени, особенно если учесть, что всё происходящее на экране выглядит как сумасшедшая комедия.
Что-то мне слабо верится в то, что Джоан была плохой актрисой. Да, под конец жизни снималась в разном трэше, но стоит посмотреть хотя бы «Лицо женщины» или «Милдред Пирс», чтобы убедиться в обратном — она была потрясающей актрисой, которой не дали раскрыться в полную силу. Ее внешний облик конца 50х (чем вдохновлялись создатели фильма «Дорогая мамочка») это отдельная тема, для этого нужно копнуть истории самой Джоан Кроуфорд. Этот фильм мне сложно назвать комедией, я попыталась вникнуть в его суть: конфликт дочери и матери. Да, это снято безбожно, временами происходящее на экране скатывалось в фарс; да, актеры слишком увлеклись подражанию актерской школе 50х годов (театральность произношения реплик, манера двигаться, мизансцены, в общем, его смело можно сравнить с фильмом «Королева пчел» 1955); да, Фэй Данауэй включила диву по полной на съемках, отвоевывая каждый крупный план и подражая манере игры поздней Кроуфорд. Но как-то грустно смотреть фильм и понимать, что сошлись два одиночества: женщина, которая всю жизнь грызла и пробивала себе дорогу к успеху, и как он оказался хрупок, которая завидует благополучию и сытому детству своей дочери (по ее мнению), хочет чтобы ее девочка стала таким же бойцом и добивалась всего сама, не пользуясь привилегиями «золотого отпрыска»; и девочка, которая по малолетству либо в силу характера считает что отдать в приют подаренные на ДР подарки кроме одного, это жестокая несправедливость. Черт возьми, детка, это 40-е годы, война, депрессия, финансовый кризис, многие вообще жили без самого необходимого. Эпизод с мясом: тогда действительно существовало мнение что непрожаренное мясо полезней, гемоглобина больше и витаминов (опять-таки мясо в военное время, пускай Америка до последнего не входила в войну…). Тогда много было чего веселого: в 30-е продавали радиоактивные маски красоты, верили что курение безопасно для детей, что дети всегда должны быть тихими и спокойными чтобы не докучать взрослым. И слушаться их во всем. Это срез времени, который увлекательно рассматривать и радоваться, что мы живем в другое время. Исходя из фильма обе героини очень упрямы и практически никогда не могут идти на компромисс, в этом они очень похожи- девочка учиться лгать и притворяться, а мать не может выйти из образа великой актрисы вне съемочной площадки. Грустно, но интересно в общем. Сама книга на русский не переводилась, что там правда, а что литературные приукрасы, мы уже не узнаем. Однако остается ощущение, что девочка выросла, но так и осталась той обиженной девочкой, которая продолжает обиженно говорить: «вот я ей покажу!» и показывает всю жизнь. А фильм получился своего рода насмешкой на это «вот я ей!».
Я специально добавил приписку «если верить авторам фильма», поскольку их стараниями она выглядела именно такой, что как раз абсолютно не соответствовало истине