Голос из тишины
Старшеклассница Руби Росси живёт вместе с родителями и братом в маленьком городке в штате Массачусетс. Семейство ведёт вполне обычный образ жизни: взрослые занимаются рыбной ловлей, а Руби помогает им в свободное от школы время. Вот только папа, мама и брат Лео – глухие, в отличие от девочки, которая очень любит петь, и делает она это настолько хорошо, что школьный учитель музыки Бернардо настоятельно советует ей поступать в музыкальный вуз и заниматься вокалом профессионально. Само собой, восторга Руби родители не могут разделить физически, однако семейство Росси – настолько замечательные люди, что даже глухота не в силах помешать им по-настоящему услышать своё дитя.
К житейским историям о людях с ограниченными возможностями здоровья каждый раз подходишь с некоторой опаской. Уж слишком часто постановщики любят манипулировать зрительскими эмоциями и потому то и дело тянут такие фильмы в сторону слезливо-жалостливой мелодрамы. Однако новую работу режиссёра Шан Хейдер критики сильно похвалили, кино стало главным открытием фестиваля «Сандэнс», где завоевало 4 премии (включая гран-при и приз за режиссуру в драме), и удостоилось трёх премий «Оскар» (в том числе в категории «Лучший фильм»). Согласитесь, серьёзные авансы перед просмотром.
Легко начать тыкать пальцем в обилие клише и общую неоригинальность рассказанной истории, однако у Хейдер получилось то самое искреннее и честное «кино хорошего настроения», придираться к которому при наличии души и сердца просто невозможно. Да, в фильме мы видим вполне стандартную схему восхождения к успеху талантливой девочки, борющейся с косыми взглядами одноклассников и непониманием родителей с физическим дефектом, однако Хейдер ни разу не прибегает к пошлым приёмам, гипертрофированным конфликтам и пафосному драматизму, отчего её кино получается пускай не шедевральным, но исключительно тёплым, нежным и бесконечно добрым.
Глухота персонажей в контексте сюжета преподносится лишь как колоритная отличительная особенность. Сценарий не паразитирует на их драме, а преподносит Росси как самую обычную семью, рассматривая их быт через уйму забавных деталей. Мы сами не замечаем, как влюбляемся в этих людей и на протяжении всей картины испытываем радость от того, что на свете могут существовать столь замечательные родители.
Пускай Хейдер и прибегает к жанровым лекалам, она подменяет слащавость и розовые сопли неподдельной трогательностью, как и в случае с «Детьми тишины» Рэнды Хейнс. Постановщица превращает глухоту персонажей только в инструмент непонимания, которое при желании так легко преодолеть, а основной драмой для неё становится невозможность родителей полностью осознать дар своего ребёнка – превосходный эпизод на школьном концерте с постепенно угасающим звуком.
Ну и напоследок о сердце всего фильма – актёрах. Пускай Марли Мэтлин, сыгравшей маму Руби, «Оскар» уже не светит, в общем ансамбле она смотрится достойно, а вот особой похвалы заслуживают юная Эмилия Джонс, определённо талантливая и превосходно поющая девушка, и Трой Коцур в роли её отца. Более чем заслуженный «Оскар» актёру говорит сам за себя: он превосходно раскрыл своего героя как тонкого человека с большой душой, внешне кажущегося великовозрастным хиппи. От сцены, в которой он просит дочь спеть и прикладывает руки к её горлу, чтобы чувствовать вибрацию, невозможно сдерживать слёзы, потому что понимаешь: на самом деле это кино не о ребёнке глухих родителей, а прежде всего о бесконечной любви членов одной семьи друг к другу.