Пятнадцать человек на сундук…
Хорошее шоу должно уходить на взлёте, а не тянуться годами, трансформируясь в унылую жвачку и становясь жалким подобием самого себя. «Чёрные паруса», к счастью, относятся к первой категории. Руководству Starz хватило ума не затягивать историю приключений капитана Флинта и Долговязого Джона Сильвера, превращая пиратскую сагу в мыльную оперу.
Третий сезон, как казалось год назад, уже местами утратил былую свежесть и энергичность, присущую «Парусам» на заре проекта, да ещё и лишил нас Чарльза Вэйна (Зэк МакГоун) – пожалуй, самого харизматичного из второстепенных персонажей. Однако четвёртый заход в мутные воды флибустьерских морей вновь продемонстрировал наличие попутного ветра в парусах. История завершилась очень вовремя и финал получился достойный. Заключительные три эпизода стали настоящим украшением сериала: они не только привели к вполне стройному логическому концу все сюжетные линии, но и, наконец, столкнули лбами в открытом противостоянии Флинта (Тоби Стивенс) и Сильвера (Люк Арнольд) – и всё это на жутком, атмосферном Острове скелетов.
Оглядываясь назад, нельзя не отметить, что «Чёрные паруса», пожалуй, – один из самых недооценённых сериалов последней пятилетки. Стартовав в 2014 году как эдакое стильное guilty pleasure с морем кровищи и обнажёнки, со второго сезона детище продюсера Майкла Бэя совершило неожиданный для подобных шоу разворот в сторону расширения драматической составляющей и глубины персонажей.
Сценаристам удалось создать, по сути, целую вселенную, состоящую из непохожих друг на друга, узнаваемых, интересных, нешаблонных героев. Многие персонажи получились при этом настолько удачными, что при желании могли бы сами по себе стать темой для отдельного сериала: тот же Чарльз Вэйн и вовсе заслужил персонального спин-оффа, а эволюция Джека Рэкхема (Тоби Шмитц) от первого сезона к финалу четвёртого показана просто шикарно.
Порой авторы сюжета изрядно перегибали палку с постоянными переходами героев из одного враждующего лагеря в другой. (Понятия союзников и противников в «Чёрных парусах» вообще крайне условны – большинство персонажей успели предать друг друга не по одному разу.) Со временем эти постоянные перебежки и заговоры, перерастающие периодически в полноценные войны, даже стали немного утомлять, а некоторым персонажам невольно начинал желать скорой погибели. Например, Макс, в исполнении Джессики Паркер Кеннеди, кажется, умудрилась неоднократно вызвать острое желание прикончить её не только почти у всех героев, но и у зрителей. Однако авторы «Парусов» слишком умны, чтобы так расточительно разбрасываться человеческим ресурсом. Нет, здесь, конечно, умирают много и со вкусом, но летальный исход во вселенной «Чёрных парусов» – скорее неизбежное зло, нежели способ удержать зрительское внимание, прикончив кого-то из любимчиков.
И даже финал сериала на удивление старается избегать насилия, подчёркивая, что во главу угла авторы ставят не художественное кровопускание, а обретение человеком самого себя. Квинтэссенция проекта – отнюдь не погоня за богатством и не тривиальное стремление к власти. Нет, здесь всё намного тоньше. Просто переубивать в развязке половину главных героев – слишком просто, поэтому даже когда кажется, что разрешить давно назревший конфликт иначе невозможно, находятся рычаги, инструменты, убеждающие, что смерть ради смерти, а война ради войны – не лучший способ существования. Развязка даёт каждому из основных героев шанс на очередное перерождение, а в воздухе зависает вопрос, какую же цену готов заплатить каждый человек за то, чтобы его мечты и устремления наконец стали явью…
В общем, получилась та ещё «Игра престолов», только в декорациях Карибских островов начала XVIII века. При этом, разумеется, «Чёрные паруса» не утратили фирменного стиля, до последнего кадра продолжая оставаться великолепным и с чисто визуальной точки зрения зрелищем.
Сериал изначально был заявлен как приквел к классическому приключенческому роману Роберта Льюиса Стивенсона «Остров сокровищ». И с задачей рассказать предысторию сокровищ капитана Флинта авторы проекта справились на ура. Им удалось не только создать насыщенную персонажами и событиями разветвлённую пиратскую вселенную, населённую как вымышленными, так и реально существовавшими героями, но и сделать это с уважением к оригиналу. И главное, что им удалось – наделить вроде бы знакомых с детства классических персонажей новой, небанальной мотивацией.
Кто бы мог подумать, что за закопанным на далёком тропическом острове сундуком золота может скрываться такая богатая история, в которую вовлечены лондонские политики, колониальные губернаторы, американские торговцы, а также пираты и рабы. И весь этот густой карибский коктейль оказывается замешан на англо-испанской войне, восстании рабов и стремлении одного очень целеустремленного и неординарного человека… нет, не к наживе, а к тому, чтобы изменить мир…