Гладиаторские ракетки
Уимблдон-80. Джон Макинрой (Шайа ЛаБаф) добирается до финала, несмотря на свой взбалмошный характер, нахальство и вечные споры с судьями, отчего страшно не любим публикой. Против «капризного дитя» выступает непобедимый белокурый швед Бьорн Борг (Сверрир Гуднасон) под патронажем консервативного тренера Леннарта Бергелина (Стеллан Скарсгард). Встреча обещает быть жаркой.
Датский режиссёр-документалист Янус Мец Педерсен умудряется подать историю противостояния свежо и не слишком тривиально. Суть спортивной драмы «Борг/Макинрой» – не дуэль теннисистов. Точнее, не только встреча в финале, к которой неуклонно движется сюжет, хотя главное событие – финал – невероятно головокружительное. В фильме обыгрывается духовное и тактическое соперничество агрессивного американца – образа уоллстритовской Америки 80-х (Рейган, рок-н-ролл и Рэмбо), – и невозмутимого европейца, для которого спорт – жизнь и религия. Антагонизм гармонично раскатывается по всей картине.
«Борг/Макинрой» – поистине достойная драма о борьбе и блестящая кинолента о теннисе. Судьбы и события показаны остро и волнительно, история подана в зернистом изображении с особенно прекрасными воздушными планами теннисного корта, которые повторяются в ключевых моментах рассказа. Форма содержания также восхитительна – монтаж размеренный, а к финалу, разумеется, ритм ускоряется, нагнетая саспенс в главном матче. И драма, рассказанная со вставками флэшбэков, не была бы драмой без живых персонажей. Борг – образ твёрдости и спокойствия, Макинрой – наглости и грубости. Борг – порядок, Макинрой – бунт. Один – гордый шустряк, другой – опытный чемпион, встающий перед выбором: либо семья, либо игра. Однако оба желают победы.
Назвать картину Януса Меца Педерсена типичным кино о герое и злодее будет ошибкой. Зритель видит два разных мировоззрения – показаны особенности характеров персонажей, что ими управляет и что сдерживает их неукротимый пыл, граничащий с бешенством. «Борг/Макинрой» – полезный рассказ об управлении гневом. Оказывается, что Макинрой – зеркальное отражение молодого, буйного Борга, который в юношестве мог свернуть в сторону хоккея – стоял на коньках не хуже, чем махал теннисной ракеткой. Мать американца неслучайно предупреждают, что теннис – спорт джентльменов. Один стойкий и бесстрастный, а другому во время матча мешает воркование голубей, но оба упрямы, цепки и бьются до последней капли пота, словно гладиаторы.
Правда, антагонизм уж сильно декларативен – суть истории бросается зрителю в лицо. К тому же, юного Джона Макинроя всё же маловато, поэтому борзый американец кажется тенью шведа, рядом с которым шагает Стеллан Скарсгард в роли строгого наставника и мудрого старца, изживающего его горячий нрав. Уместно заметить, что альтернативное название картины – просто «Борг». Вдобавок кино Педерсена, как и все фильмы о спорте, страдает от закадровых пояснений спортивных экспертов, комментирующих происходящее во время игры, и, видимо, без преувеличения истории авторы не обошлись. Но даже то, что исход финальной встречи известен, не мешает фильму быть наполненным страстью и драмой.