Моральный вакуум богатых
Кто заставит Тильду Суинтон молчать? Лука Гуаданьино в своем комедийном триллере, который вольно вдохновлён детективом «Бассейн» режиссёра Жака Дерэ. Любой свист и негодование, встречающие «Большой всплеск», можно написать на плакате фильма, потому что они говорят о серьёзном художественном честолюбии и амбициях автора.
Тильда Суинтон играет рок-звезду, которая достигла высот мировой славы, но теперь пришло время для отдыха, ибо связочки нужно сохранить, дабы вовсе не потерять дар речи. Она беззаботно живёт вдали от шоу-бизнеса, будто отшельник, на небольшом итальянском острове Пантеллерия вместе со своим молодым человеком Полом (Маттиас Шонартс), бывшим алкоголиком. Они разгуливают вокруг бассейна голышом, сплетаются в пылкой страсти и впитывают средиземноморское солнце.
Их тихо-мирное обитание прерывается нежданным приездом экс-продюсера и старого приятеля Марианны Гарри (Рэйф Файнс) и его 20-летней дочери Пенелопы (Дакота Джонсон). Веселый экстраверт Гарри – безостановочный болтун, полный радости и смеха, рассказывающий небылицы и анекдоты. Иными словами, герой Файнса – жизненный шторм, который спешно заряжает бойкой энергией и нас, и героев. Гарри – душа вечеринки: он громко разговаривает в переполненном ресторане, поёт в караоке-баре или жгуче отплясывает под The Rolling Stones, пока окружающие пялятся на него с интересом и недоумением, словно загипнотизированные его азартом. Чего стоит один только танец полуголого Гарри, который превращает свои нелепые движения в целый спектакль. Впрочем, Пол, также товарищ Гарри, пребывает в неуютном раздражении, и в то же самое время Пенелопа зависает у бассейна, раздевшись почти догола, и всем своим презренным видом показывает, что она не впечатлена поведением взрослых и их былой известностью.
«Большой всплеск», отыгравший свою премьеру на 72-м Венецианском кинофестивале, обладает молодостью, бодростью и зрелищностью. Оператор Йорик Ле Со подкупающе ухватывает на камеру богатую среду обитания героев (скалистые пейзажи и модернистский дом рок-звезды), оставаясь преданным одноимённой картине английского художника Дэйвида Хокни в стиле поп-арт, где тот поймал миг, когда неизвестный персонаж прыгает в воду, и брызги разлетаются, нарушая окружающее спокойствие.
Режиссер Лука Гуаданьино и сценаристы Дэйв Кайганич и Ален Пейдж представили фарсовую чёрную комедию, которая накаляется до предела и вмиг взрывается, резко превращаясь в детективный триллер. Фильм слегка сонливый и по атмосфере схож с «Бассейном» Франсуа Озона. Всё не случайно. Там оператором был также Йорик Ле Со, поэтому эстетика «Большого всплеска» и «Бассейна» тождественна, здесь диалог и тишина одинаково важны. В конце концов, рассказ пронизан сексуальным накалом и пульсирует общей историей этих персонажей.
Благодаря дружественному юмору, сюжет частично представляется комедией о друзьях на выходных. Фрагментарно разбросанные флэшбэки показывают популярность безмолвствующей героини Суинтон, где она ходит по сцене, будто вездесущий мессия. Нас также знакомят с буднями певицы во время студийных записей, где она впервые встречает Пола, и её тусовками – естественно, с кокаином и алкоголем.
Мы выясняем, что у Гарри и Марианны были отношения, и что Гарри познакомил с ней Пола – шаг, о котором он теперь глубоко сожалеет. Происходящее и сплетённые с ним воспоминания изображены в расслабленном темпе и с той лёгкостью, когда готовят еду и наслаждаются ей. Конечно, авторы не забывают одурманить нас греющим солнцем, поблескивающим морем и золотистым песком. Однако «Большой всплеск» не был бы собой без того самого всплеска, который, подобно солнечному удару, происходит ближе к финалу. Игривый характер повествования омрачается смертью одного из героев.
Персонажи лишь кажутся симпатичными, но заинтересованы они в сохранении своих позиций и комфорта. Перед нами моральный вакуум богатых. Суинтон сидит и наблюдает с очевидным удовольствием, как Файнс решительно крадет всё повествование своим образом хамоватого иностранца. Градус сексуальной пикантности повышается, когда Пола влечёт к Пенелопе, а Марианна и Гарри вновь открывают для себя взаимное притяжение. Гарри со своей дочерью имеет необычную телесную связь, которая балансирует от саркастической издевки до неудобного намёка на инцест. Сладкая идиллия становится гибельной меткой. Кто-то должен отступить, либо произойдёт нечто страшное.
Нрав персонажей и дух окружающего мира нигилистичен и отражает жадный голод к свободе, желание жить ярче и разнообразнее. И бассейн здесь видится местом, где люди в буквальном и переносном смыслах раздеваются, соперничают, охлаждаются и горят.
Фильм не совершенен: есть сюжетные линии, которые не раскрываются или не имеют причин для своего существования. А местами реакции героев от правдоподобных перерастают в фарсово-глупые и нескладные, и их ссоры становятся утомительными.
Впрочем, работа Луки Гуаданьино эротична и остроумна. Иногда тон повествования становится ненамеренно мрачным – например, когда экран затемняется, стоит герою надеть солнечные очки. Броскость изображения прекрасно сочетается с язвительностью и тревогой действия.