В Variety вышло интервью с авторами первой экранизации игры Super Mario Bros. – супругами Рокки Мортоном и Аннабель Дженкел. Они поделились, как студия вставляла им палки в колёса при работе над «Супербратьями Марио», о препонах с актёрами на съёмках и том, как после провала фильма Голливуд отвернулся от режиссёрского дуэта. Они не смотрели свой фильм 30 лет, но сделали это сегодня вместе с поклонниками картины, после чего по-новому взглянули на полученный когда-то болезненный опыт.
Публикуем перевод интервью с незначительными сокращениями.
Игровой фильм 1993 года, в котором сыграли Боб Хоскинс и Джон Легуизамо в ролях Марио и Луиджи, провалился в прокате и попал в различные списки худших фильмов всех времён, но позже обрёл культовый статус. По словам режиссёров, «Супербратьев Марио» настолько сильно обругали, что это оставило «чёрную метку» на карьере супружеской пары.
Но смыть её удалось на полуночном показе фильма 11 марта в кинотеатре Квентина Тарантино New Beverly Cinema.
«Я думал, придёт 10 или 20 человек, – рассказывает Мортон. – Но зал был набит битком. Очередь за дополнительными билетами растянулась на весь квартал». По словам Мортона, во время показа зрители «смеялись и хлопали там, где это и задумывалось, и это была искренняя реакция, без иронии».
– Это было похоже на кинофестиваль, – добавляет Дженкел, поражённая тем, что десятки фанатов подошли к ней за автографами и селфи. – Показ себя оправдал. Плохое самочувствие, продолжавшееся 30 лет, было вылечено за один вечер.
Показ состоялся после того, как Тарантино упомянул Мортона и Дженкел в своём подкасте The Video Archives Podcast, в котором он и Роджер Эвери пересматривают классические фильмы и малоизвестные шедевры на VHS. В подкасте режиссёр «Криминального чтива» сыпал комплименты первому фильму Мортона и Дженкел 1988 года «Мёртв по прибытии».
– Думаю, Квентин Тарантино понимает, откуда у нас ноги растут – в творческом плане, – говорит Мортон. – Нам характерна определённая причудливость, которая плохо вписывалась в голливудские стандарты того времени.
Момент истины для Дженкел и Мортона пришёл вовремя. 5 апреля Universal выпустила «Братьев Супер Марио в кино», анимационный блокбастер с Крисом Прэттом в главной роли усатого водопроводчика, а также первоклассным ансамблем с участием Ани Тейлор-Джой, Джека Блэка, Чарли Дэя, Сета Рогена и Кигэна-Майкла Ки.
Эти два фильма, выпущенные с разницей в 30 лет, очень непохожи. В картине 1993 года, которая должна была стать приквелом к игре 1985 года Super Mario Bros., представлена параллельная вселенная, населённая гуманоидными динозаврами, которые живут в городе Динохэттен. Студентку археологического факультета Нью-Йоркского университета Дейзи, которая, как позже выясняется, является потомком динозавров, похищают приспешники короля Купы, и теперь бруклинские сантехники Марио и Луиджи должны спасти её с помощью Тоада (его здесь превратили в панк-гитариста). «Мы никогда не пытались воссоздать оригинальную игру, – говорит Дженкел. – В противном случае мы бы сняли анимационный фильм».
В то время как лента 1993 года, первая экранизация видеоигры, вышедшая на больших экранах, подверглась критике за то, что была слишком мрачной, фильм 2023-го, по словам Мортона, «это фильм, который все хотят увидеть». В конце концов, он рекламировался как более точная адаптация серии видеоигр и был создан на студии Illumination под руководством Кристофера Меледандри, автора «Гадкого я» – самой кассовой анимационной франшизы в истории.
Возможно, самое большое преимущество нового фильма – участие в его производстве компании Nintendo, чего не было при создании картины 93-го года. Помимо того, версию 2023 года продюсировал игровой гигант, а сопродюсером фильма выступил Сигэру Миямото, создатель Super Mario Bros. Вместе с Меледандри он участвовал на каждом этапе производства – от кастинга до анимации и разработки сюжета. Отстранённость Nintendo от оригинального фильма – это то, о чем, оглядываясь назад, Мортон сожалеет.
– Если бы я был в хороших отношениях с Миямото и мог пригласить его на работу, если бы он был продюсером фильма и понимал, что мы пытаемся сделать, многие вещи бы не произошли – он бы не позволил, – говорит Мортон. – Мы были работали в команде, и это был бы другой фильм.
«Супербратья Марио», сделанные дочерним киноподразделением Disney, расценивались как лицензионный эксперимент Nintendo, и создателям фильма был предоставлен полный творческий контроль. Мортон вспоминает «вежливую» встречу с Миямото перед началом съёмок, на которой он рассказал о сюжете руководителю Nintendo, но больше они никогда не разговаривали. «На самом деле ему понравился наш фильм», – утверждает Мортон.
Но то, как готовый фильм приняли, напугало Миямото, и он удерживал Марио вне большого экрана в течение трёх десятилетий. «Мы боялись неудач прошлых адаптаций интеллектуальной собственности, где авторы оригинальных произведений и авторы фильмов никак не сотрудничали», – сказал Миямото. Не упоминая конкретно фильм 93-го года, он добавил: «Фанаты возмущаются и злятся, потому что студии не отдают должное оригинальным работам. Мы просто не хотели такой негативной реакции».
Производство фильма 1993 года «Супербратья Марио» было омрачено пьяными актёрами (Легуизамо позже утверждал, что пил виски с Хоскинсом во время съёмок), переписыванием сценария в последнюю минуту и скандальными ссорами между продюсерами и режиссёрами.
– За две недели до старта съёмок сценарий полностью переписали, – говорит Мортон. – И продюсеры запретили мне разговаривать со сценаристом. Но, потому что я работал над этими великолепными декорациями, монстрами и гримом, мне пришлось позвонить. Я сказал ему: «Вы должны знать, над чем я сейчас работаю и что оставить в сценарии, потому что деньги на весь материал уже потрачены». Когда продюсеры узнали, что я звонил ему, они как с цепи сорвались и накинулись на меня. Я был в ужасе.
Разумеется, все актёры подписывались играть по нашему оригинальному сценарию, и когда появился новый, нам с Аннабель пришлось обосновывать все нововведения. Пришлось притворяться, что сценарий стал лучше и убеждать в этом актёров.
На протяжении многих лет все проблемы «Супербратьев Марио» широко освещались: актёры жаловались на переписывание сценария, режиссёры обижали съёмочную группу, актёры глумились над режиссёрами. По воспоминаниям Легуизамо, однажды Мортон облил горячим кофе статиста. Этот инцидент, как говорит Мортон, впоследствии был раздут до предела. В статье Los Angeles Times 1992 года, подробно описывавшей хаос на съёмочной площадке, звезда «Супербратьев Марио» Деннис Хоппер сказал: «Эти режиссёры не будут давать интервью? Это самое умное, что я о них слышал. Это единственный разумный поступок, который они совершили в своей жизни».
На следующий день после публикации этой статьи агентство CAA уволило Мортона и Дженкел. «Это был конец нашей карьеры в кино», – говорит Мортон.
Но фильм ещё даже не вышел на экраны. Когда это произошло, он не смог окупить 48-миллионный бюджет и был разгромлен критиками. Но, возможно, хуже, чем кассовый провал и плохие отзывы, было то, что актёры «Супербратьев Марио» выступили против картины и Мортона и Дженкел.
Спустя десятилетия после выхода фильма Хоскинс сказал, что «Супербратья Марио» были «самым большим разочарованием» в его карьере, он назвал постановку «кошмаром», а режиссёров «грёбаными идиотами». И хотя Легуизамо в последние годы смягчился в отношении ленты, заявив, что «оглядываясь назад, гордится фильмом», Хоппер не побоялся нелестных слов в отношении и фильма, и его режиссёров. «Это были муж и жена, дико помешанные на контроле и не обсуждавшие принимаемые ими решения», – сказал Хоппер в 2008 году.
Делясь воспоминаниями, Мортон говорит, что было тяжело наблюдать, как его актёрский состав относится к фильму. «Они видели, через что мы проходили, – говорит он. – Большинство актёров нам сочувствовали, но не все. Мы попали в плохую ситауцию, но так бывает».
На вопрос, что бы Мортон хотел изменить в «Супербратьях Марио», он начинает обсуждать ключевую сцену в конце картины, которую вырезали продюсеры – ту, которая могла бы рассеять большую часть критики, связанной с вольной адаптацией игры.
После того, как Марио и Луиджи завершают своё безумное приключение в Динохэттене, «в Бруклине, в квартире братьев Марио, появляются два руководителя Nintendo. Они хотят услышать их историю, потому что об этом говорят в новостях, а они делают видеоигру, – говорит Мортон. – Это объясняет причину, по которой фильм буквально не следует сюжету игры. Это, что называется, потерялось при переводе. Братья Марио рассказали историю руководству Nintendo, но её истолковали неверно. Фильм призван рассказать, как всё было на самом деле».
Хотя с тех пор фильм приобрёл страстных поклонников, Мортон говорит: «Голливуд отрёкся от нас после «Супербратьев Марио».
Годы спустя Мортон стал соучредителем продюсерской компании MJZ и сосредоточился на телевизионной рекламе. С тех пор компания много раз завоёвывала «Золотую пальмовую ветвь» на фестивале «Каннские львы», посвящённом творческим связам и рекламе. Между тем Дженкел сняла 24 эпизода музыкального документального сериала «Live From Abbey Road» и романтическую драму 2018 года «Расскажи это пчёлам», которая прошла в кинотеатрах ограниченным прокатом.
На вопрос, сожалеет ли она о «Супербратьях Марио», Дженкел отвечает: «Ужасно сожалею! Какой же это был болезненный опыт. Но теперь это воистину радостное событие, нашедшее своё место в анналах истории».
В то время как критики нарекли фильм несмотрибельным, режиссёры считают большую часть их ненависти «необоснованной».
Хотя Мортон признаёт, что структурно в фильме беспорядок, он быстро замечает: «Нашей целью было снять что-то действительно оригинальное, хоть и основанное на видеоигре. У нас сочетались комедия, научная фантастика, фэнтези, лав-стори. И я считаю, что фильм во всех этих аспектах работает. И многие актёры сыграли великолепно. Я горжусь фильмом и отвечаю за эти слова».
Режиссёр считает, что фильм попался под руку – в 1990-х в обществе было негативное отношение к видеоиграм. «В Америке бурно протестовали по поводу того, как видеоигры навязывались детям и развращали нашу молодежь, – говорит Мортон. – Люди говорили, что их дети из-за видеоигр не делали уроки и что те влияли на их мозг и питание. Игры воспринимались как какой-то злой монстр».
Голливуд сказал: «Теперь мы собираемся превратить эти видеоигры в фильмы», и это была капля, которая переполнила чашу, – продолжает он. – Открылись шлюзы народного недовольства видеоиграми. «Супербратья Марио» оказались на передовой и приняли на себя все удары.
Сегодня видеоигры получили широкое признание, но не только его: игровая индустрия ежегодно получает 350 миллиардов долларов, мешая росту доходов киноиндустрии, телевидения и музыки. Голливуд также стремится подходить к адаптациям со всей ответственностью – начиная от франшизы о Сонике и заканчивая сериалом HBO «Одни из нас».
Кроме того, целевой аудиторией «Супербратьев Марио» были дети, которые играли в игры. Теперь эти дети выросли и «имеют право голоса в современной культуре», как указывает Мортон.
Но нравится вам это или нет, Дженкел и Мортон берут на себя «полную ответственность» за «Супербратьев Марио».
– В конце концов, даже при том, что были смягчающие обстоятельства, не зависящие от нас, в итоге в ответе всё равно мы, – говорит Мортон.
На вопрос повлиял ли процесс создания «Супербратьев Марио» на его брак с Аннабель, Мортон отвечает: «Во всех аспектах отношения были напряжены. Но наш союз оставался нерушим, и благодаря этому мы выжили. Я не знаю, что бы произошло, если бы кто-то из нас был предоставлен сам себе. Ведь мы действительно переживали унизительные и неприятные события. Слава Богу, мы были друг у друга».
Так они заглянут в кинотеатр, чтобы посмотреть «Братья Супер Марио в кино» от Universal и Nintendo?
– Возможно, – смеётся Дженкел. – Учитывая, что я так долго не смотрела собственный фильм, то, возможно, посмотрю его лет через 30.