С 6 декабря сразу в трёх городах России (Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург) стартовал очередной фестиваль «Артдокфест» — крупнейший и, пожалуй, самый авторитетный в стране фестиваль документального кино. Ежегодно в нём принимает участие более 150 фильмов из десятков стран.
В конкурсном показе два с лишним десятка картин: актуальных, резонансных, и премьерных (обязательное условие участия). Кроме этого в программе фестиваля не менее 10 параллельных программ: призёры прошлых лет, да и просто красивое, качественное и умное кино.
Каждый «Артдокфест» – это международные премьеры. Фестиваль ассоциируется ещё и с тем, что конкурсные работы – кино, почти всегда задевающее за живое, часто ещё и с неким политическим подтекстом, а в последние годы, в связи с запретами на показы работ участников фестиваля в российском прокате, попросту оппозиционный (впрочем, оппозицией сейчас принято называть и то, что не имеет государственной поддержки).
Сам президент фестиваля, режиссёр Виталий Манский после открытого конфликта с министром культуры РФ Владимиром Мединским программу каждый год комментирует примерно так: «Да, в большинстве своём сыплем соль на рану, но есть у нас и другие фильмы. Приходите и смотрите сами».
Однако и в этом году без скандала не обошлось. Камнем преткновения стала картина Евгения Титоренко «Война ради Мира» (Украина), посвящённая разгрому нацистского батальона «Азов» и снятая с точки зрения «героїв АТО». В фильме и его рекламных материалах присутствует символика батальона Азов, а бандиты и насильники из Азова – главные герои повествования. В связи с этим ИА REGNUM заявило о прекращении партнёрства с фестивалем, а ряд депутатов государственной думы обратились в Генеральную прокуратуру с запросом проверки на наличие в действиях организаторов фестиваля состава преступления «пропаганда нацизма».
Показ планируют перенести из кинотеатра «Каро 11 Октябрь» (Москва) на альтернативную площадку.
«Фестиваль был и остаётся зоной свободы. Если мы потеряем право на свободу, и тем более от свободы откажемся сами, никакого смысла в «Артдокфесте» не будет. Мы дорожим своей свободой высказывания, свободой творчества наших авторов, правом на альтернативную точку зрения. Альтернативную не только по отношению к действующей власти, но и к позиции дирекции «Артдокфеста» тоже. Главное для нас – чтобы кино, которое мы показываем, было документальным (что равно «честным») и талантливым. Поэтому у нас в программе фильмы и о православном священнике, благословляющем граждан России на войну с украинской армией, и фильм «Ладан-навигатор», полный сочувствия к пророссийской стороне конфликта, и фильм «Воин духа» о средневековом заговоре «жидовствующих» против Руси, по версии православного священника имеющем продолжение в деятельности пятой колонны в современной России…» – говорится в заявлении Виталия Манского.
В конкурс фестиваля включаются российские премьеры российских неигровых фильмов и зарубежные картины на русском языке. В этом году помимо российских лент в конкурсе представлены фильмы из Украины, Латвии, Беларуси, США, Германии, Румынии, Франции, Нидерландов, Болгарии, Израиля, Бельгии, Канады, Дании и Гватемалы. Часть картин сделана в копродукции нескольких стран.
В этом году за главный приз будут бороться «Процесс» Аскольда Курова, «Сокровище Тарзана» Александра Соломона, «Король Лир» Дениса Клеблеева, «Наследство» Катерины Свешниковой, «Стена» Дмитрия Боголюбова, «Экстремисты» Алексея Тихомирова, «Андрей Звягинцев. Режиссёр» Дмитрия Рудакова, «ВоваНина» Натальи Назаровой, «Куба и кинооператор», «КВН: свидетельство о рождении» Инны Ткаченко.
Какой бы политической подоплеки ни было, «Артдокфест» – действительно событие, к которому готовятся не только молодые режиссёры, старающиеся подгадать выход фильма ровно к началу отборочного тура, но и сами зрители, голодные до качественного документального кино, которое, в сущности, нигде больше и не показывают.
Так, например, билеты в столичный многозальник «Октября» в этом году на конкурсные показы купить непосредственно перед сеансом вряд ли получится – уж слишком много желающих.