На днях завершился 38-й Московский международный кинофестиваль, который из года в год становится одним из главных событий не только лета, но и ни много ни мало целого года для столичных киноманов. Фестивальная неделя выдалась по-настоящему жаркой во всех смыслах: вместе с литрами воды зрители часами поглощали хорошие фильмы, в которых, признаться, не было недостатка.
В этом году в кинотеатр «Октябрь» на Новом Арбате – основную площадку фестиваля – нужно было идти отнюдь не за программой основного конкурса: фильмы, представленные в ней, за редким исключением, интереса не вызывали и проходили, как говорится, стороной. Одно из «чудес» основного конкурса – российский фильм «Монах и бес» Николая Досталя – составители программы приберегли напоследок, показав его в один из заключительных дней фестиваля. Впрочем, посредственность основной программы с лихвой была возмещена программами внеконкурсными, среди которых стоит отметить «Спектр», «Европейскую эйфорию: между раем и адом» и «Фильмы, которых здесь не было». Также ключевые для зрителя ленты можно было увидеть в программе «8 ½ фильмов», в рамках которой показали картину немки Марен Адэ «Тони Эрдманн» и нашумевшие румынские картины «Аттестат зрелости» Кристиана Мунджиу и «Сьераневада» Кристи Пую. Кстати говоря, попасть на показ последней картины для многих оказалось отдельным приключением: желающих посмотреть на «чудо» румынской новой волны было чрезвычайно много, и, как оказалось, все перипетии на пути к достижению цели были совершенно оправданы. Отдельным событием для хорошо подготовленных к нему зрителей стал фильм филиппинца Лава Диаса «Колыбельная печальной тайне», который длится 8 часов и рассказывает несколько историй, происходящих во время жестокого восстания на Филиппинах в 1896 году.
Также хочется отметить программу документального кино «Свободная мысль», которая влилась свежей струёй в ряд фестивальных картин. Неизменно среди программ ММКФ нашлось место и ретроспективам отдельных режиссёров или же программам, посвящённым каким-либо значимым кинособытиям – например, 120-летию французской студии «Гомон».
Часть картин, среди которых, например, «Человек – швейцарский нож» Дэна Квана и Дэниэла Шайнерта, «Капитан фантастик» Мэтта Росса или «Светская жизнь» Вуди Аллена, выйдет в российский прокат этим летом, другие картины были привезены с фестивалей Канн и Берлина и показаны нашему зрителю исключительно в рамках фестиваля.
Изначально для показа отобрали около 200 картин, как итог – продемонстрировали 326. Такая цифра звучит более чем значительно, хотя выбрать среди такого числа самое важное – возможно, значило бы поставить перед собой невыполнимую задачу. Так или иначе, часть была отобрана мною для просмотра; среди картин было кино как не выделяющееся на фоне других картин, снятых ранее или одновременно, так и кино предельно важное и актуальное. О наиболее понравившихся фильмах – в фестивальном отчете.
Встречное течение
Фильм китайского режиссёра Яна Чао о постижении себя молодым моряком, который, проходя путь по реке, равный примерно трём месяцам, безостановочно ищет, теряя и обретая взамен. Любовная история-призрак, наложенная на прекрасные китайские высокогорные пейзажи, повествование на грани с реальностью, поэтические строки, прочитанные зрителю через образы. Строки, тонущие в ирреальном хронотопе.
Тони Эрдманн
Прекрасная картина о взаимоотношениях преуспевающей бизнес-леди Инес и её придурковатого папаши Тони, который на самом деле Винфред, но на что только не пойдёшь ради любимого чада. И в Бухарест к нему нагрянешь, испортив всё, начиная от потенциально успешной сделки и заканчивая праздничной вечеринкой. И успешным богачом-заводилой прикинешься, только чтобы быть поближе к дочери и помочь ей иначе взглянуть на важные вещи, о которых она стала совсем забывать. Инес принимает все проделки отца за козни, которые злая судьба послала ей в лице кровного родственника и лишь в конце осознаёт, что за всем кроется безграничная любовь и горячее желание помочь.
Трогательное повествование о делах семейных с большой долей трезвого юмора. Над проделками Тони зал хохотал все два с половиной часа, которые длится картина. И какое дело в таком случае до Канн, которые оставили очередную работу немки Марен Адэ без внимания, совсем не оценив, насколько это важное для всех нас, зрителей, большое кино.
Куда бы ещё вторгнуться?
Документальный фильм Майкла Мура, который закрыл программу «Свободная мысль».
Мура, как известно по его предыдущим картинам, таким, например, как «Капитализм: история любви», очень заботит проблема самовлюблённости американского общества в целом и каждого американца в частности. Впрочем, сказать «заботит» – это ничего не сказать. На протяжении двух часов фильма Мур «вторгается» в одну из ряда стран, которые он выбрал по той или иной причине: в Словении любой желающий может бесплатно получить высшее образование, в Норвегии к заключённым относятся как к любым другим представителям общества, не делая из них маргиналов и аутсайдеров, в Италии люди просто не понимают, что такое «неоплачиваемый отпуск» в течение нескольких недель в год. При чём тут, простите, Америка? В Америке этого попросту нет. Задача Мура – взять резонные идеи из других мест нашей планеты и перевезти в свои родные Штаты с доставкой на дом. Как всегда в своей ёрнической манере.
Сьераневада
Про феномен румынской новой волны уже несколько лет говорят громко, во весь голос. Но упомянуть это большое кино хочется не только поэтому. «Сьераневада» – как-то уж больно про Россию, целиком и полностью, про то, чем мы жили и продолжаем жить, и даже удивительно, как так вышло, что именно румыну Кристи Пую, который уже в 2005 году был отмечен программой «Особого взгляда» Каннского кинофестиваля за «Смерть господина Лазареску», удаётся снять кино про нас.
Фильм идёт почти 3 часа, все – сплошь диалоги на кухне о том, что есть мы и как мы к этому пришли, о недавнем теракте в Париже, да обо всём. Формально повод – 40 дней после смерти одного из родственников, и парадоксально, что обряд, вклинивающийся в систему мира, в котором сосуществуют герои, в какой-то момент превращает всё в хаос, в котором лучше всего себя, кажется, чувствует напившаяся в хлам подружка одной из дочерей.
Картина – номинант основного конкурса Каннского фестиваля – 2016, главный приз не получившая. А жаль.
Аттестат зрелости (Выпускной)
Ещё одна румынская картина, приехавшая к нам из Канн, но, в отличие от ленты Пую, Каннами обласканная. Режиссёр Кристиан Мунджиу получил приз за лучшую режиссуру. Его не впервые чествуют в Каннах – в 2007 году он увёз в Румынию Золотую пальмовую ветвь за картину «4 месяца, 3 недели и 2 дня», в 2012 году его фильм «За холмами» был отмечен призом за лучший сценарий. Мунджиу, как и Пую, снимает «разговорное» кино, никуда не торопясь, обстоятельно показывая все важные детали.
«Аттестат зрелости» рассказывает о том, как успешный врач по имени Ромео всеми силами пытается устроить будущее дочери, Элизы – умницы и красавицы, на которую за день до решающего экзамена нападает неизвестный. Ромео всё готов сделать, чтобы дочь во что бы то ни стало сдала экзамен на нужный балл и уехала в Англию, и законность способов его уже, кажется, вряд ли волнует. Но это выливается в жестокую и постоянную борьбу с собой.
Монах и бес
Единственная русская картина-участник основного конкурса, главного приза не получившая, хотя на это у неё шансы были определённо. К слову, знатоки творчества режиссёра Николая Досталя, детища которого – «Облако-рай» и «Коля – Перекати-поле», выйдя с первого сеанса в пресс-центре, произнесли что-то в духе: «Да это такой типичный Досталь». В чём же эта досталевская типичность? В сюжете? Вряд ли.
Замечательный сценарист Юрий Арабов, наиболее известный по тесному сотрудничеству с режиссёром Александром Сокуровым, уже писал для последнего сценарий к фильму «Фауст», который тоже неоднозначно трактует бесовскую тему. В этот раз Арабов написал историю о злоключениях молодого монаха, одержимого бесом по имени Легион. Впрочем, для монаха бес уже давно никакой не Легион, а Легиуша, и их отношения порой становятся откровенно товарищескими. Грандиозное их дельце – путешествие в святой город Иерусалим, Досталь снимает в полушутовской, фиглярской манере, которая порой совсем уж переходит в зубоскальство. Хотя всегда ненадолго.
В целом это очень приятное кино, которое смотрится и правда что на одном дыхании. А те, кто захочет увидеть в нём одни досталевские неприглядности, в этом тоже преуспеют. Вопрос только в том, надо ли.
Братья
Польский документальный фильм режиссёра Войцеха Староня из полюбившейся программы «Свободная мысль», который ранее уже получил несколько наград на фестивалях в Лейпциге, Минске и Локарно.
Лента рассказывает о двух братьях, художнике и учёном, о периоде их непростых взаимоотношений на закате жизни. Повествование иногда становится таким медленным, что, кажется, через какую-то долю секунды окончательно растворишься в нём и тебя уже не выбросит обратно. Младший трогательно заботится о старшем, который с каждый днём чувствует себя всё хуже, а помнит всё меньше, и в конце фильма на вопрос медсестры отвечает, что живёт в условном 2018 году. Но даже тогда младший не даёт вере покинуть брата, кажется, вера не покидает его даже после смерти.
Конец
Безусловно, эта картина – одна из моих фаворитов московского кинофестиваля, хотя в какой-то момент мне показалось, что француз Гийом Никлу снял ленту довольно ученическую для уровня преподавателя режиссуры, которым он был на протяжении 10 лет. Впрочем, это ощущение довольно быстро проходит, потому что абсурдистские повороты сюжета захватывают целиком.
Герой – стареющий Жерар Депардье с огромным пузом – просыпается утром, и ничего не предвещает беды. Он едет на охоту в лес, в котором проводит полтора часа действия фильма. Из декораций вокруг – зелёный лес, из еды – остатки печенья и лимонада, из спутников – появляющиеся с завидным постоянством – раз в день – непонятные особи различных полов, которые наотрез отказываются вывести Депардье из леса. В конце концов он выбирается сам, да не один – находит себе прекрасную нагую спутницу, которая на следующий день вершит над ним расправу. Бессмысленно? Отнюдь. Трагикомедия о верной и великой абсурдности мира, частью которого мы являемся.
Бесконечная поэзия
Фильм чилийца Алехандро Ходоровски, в котором он, вслед за фильмом «Танец реальности» – духовным приквелом «Бесконечной поэзии» – рассказывает о своей юности, о том, что происходило с ним в середине прошлого века. Кино, снятое в узнаваемой гротескной манере Ходоровски, разве что самого Ходоровски – «реального», 86-летнего – в картине порой чересчур много. Фанатам фильма «Крот» настоятельно рекомендуется.