Бесконечно белый медведь

Мой папа – псих

У Кэмерона биполярное расстройство личности. Это заболевание, при котором периоды поразительной активности чередуются с периодами депрессии и полной апатии. Скажем, сегодня люди с таким недугом бодры, веселы, энергичны и деятельны. В них полно сил для каких угодно свершений: превратить кучу бесполезных снимков в классный фотоальбом, помочь соседке с перестановкой мебели, смастерить будку для собаки, которую ещё не завёл. Но пройдёт пара-тройка недель – и неосуществимым станет даже мытьё посуды. Вылечить биполярное расстройство трудно – с ним приходится жить. Задача не из лёгких, когда у тебя, к тому же, жена и две дочери, и тебя только что уволили с работы – как Кэмерона.

Фильм неслучайно начинается кратким вступительным словом дочки главного героя и в принципе выстроен как дневниковое воспоминание. Ведь режиссёр картины, Майя Форбс, делится личной историей. Её отец страдал от биполярного расстройства, только в конце семидесятых – а именно в это время развиваются события фильма – его называли маниакально-депрессивным психозом. История, рассказанная кем-то, кто знаком с чем-то не на словах, а на деле – не новость. Важно здесь то, как здорово Майя сумела объединить в «Бесконечно белом медведе» детские непосредственные воспоминания и рефлексию старшего возраста.

Авторское отношение к Кэмерону, герою Марка Раффало, на протяжении фильма не одинаково и не статично. Оно постоянно меняется – от эгоистичного, подросткового «как нам жить с ним?» к понимающему, эмпатичному «а как же ему жить со всем этим?». Это важно потому, что будь в картине один взгляд – она, как пить дать, стала бы или слишком серьёзной, или наоборот – несерьёзной и самолюбивой. Пропала бы или комедия, или драма – никак иначе. А в том виде, в котором «Бесконечно белый медведь» увидел свет, это – рассказ любящей дочери. Внимательной, чуткой и, что важно, ироничной. Как к родителю, так и к тому, что в жизни случалось.

Однако нельзя сказать, будто Форбс снимала фильм со сложившимся ощущением – продолжая рассказ, она продолжает и исследование. Там, где отец казался чрезмерно надоедливым, теперь он живой и близкий. А в каких-то воспоминаниях до сих пор остался занозой в заднице, ничего не поделаешь. Где-то казался равнодушным. Теперь куда понятнее, что это не было личным выбором или капризом – недуг делал своё дело. Режиссёр остаётся с центральным персонажем даже тогда, когда, казалось бы, стоило его покинуть и обратиться к чему-то ещё.

Бесконечно белый медведь

Ведь жизнь кипит! Дочери Кэмерона успевают посетить три школы, жена – обучиться премудростям бизнеса. Его бабушка, прабабушка его дочерей – знатная, состоятельная дама, способная лёгким движением руки подарить любимому внуку «Бентли». Но вы видели каждого из них, и не однажды – девочек-подростков, пробивных леди, способных обеспечить семью, неприлично богатых старух. Здесь они интересны исключительно во взаимодействии с главным героем, и отвлекаться на беседы дочерей в школе или тяжести жизни в Нью-Йорке супруги Кэмерона, которую сыграла Зои Салдана, лишено смысла. То, что важно, и так скажут – напрямую, в лицо. Потому сцен в картине, где герой Раффало отсутствует, мало. Всё ради одного – понять о его состоянии как можно больше.

Не то что бы фильм вращался вокруг одного лишь парня с биполярным (да, как раз с этим связана игра слов в оригинальном названии) расстройством. Форбс, например, играет на теме гендерных стереотипов, делает это без лишнего популизма и идиотизма, впрочем, и без фантастических открытий. В разрезе воспитания детей интересные акценты появляются в разговоре о честности. Здесь она не только залог доверия, атрибут «правильного общения». Она делает его ещё и увлекательным, захватывающим. Любовь и отношения, борьба с пластмассовым миром, скука и посредственность – это тоже в арсенале, и, тем не менее, главный герой ярче чего бы то ни было. Редкость его состояния берёт своё, картин о биполярном расстройстве раз-два и обчёлся – сходу вспоминается разве что расселовский «Сборник лучиков надежды», который по-русски «Мой парень – псих». Но известная хохма, мол, иной больной здоровее здоровых справедлива и здесь. В какой-то момент заболевание тихо уходит на второй план – и перед зрителем остаётся настоящий человек. А такой не у каждого фильма есть.

Вердикт: Честная, откровенная и притом тёплая комедия с великолепным главным героем.

6

8

8

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here