Спуск

Не существует на свете человека, которому не было бы знакомо чувство страха. Одной из самых архетипических фобий всегда был страх темноты, который более чем активно использовался в искусстве для создания пугающих, мрачных историй. А что если к обычному страху темноты добавить клаустрофобию, животный ужас и отчаяние? Именно это и хотел узнать британский режиссёр Нил Маршалл, снявший один из лучших психологических хорроров последних лет – «Спуск».

Сюжет картины довольно прост – несколько лучших подруг, обожающих заниматься экстремальными видами спорта, решают спуститься в неизведанные доселе пещеры. Но идея эта приходит им не столько ради жажды острых ощущений, сколько из-за желания вывести из депрессии их общую подругу Сару, муж и дочь которой погибли в автокатастрофе. Что ж, о депрессии Сара точно забудет, особенно после того, как внезапный завал отрежет девушек от точки спуска, и они окажутся наедине с природой и мрачным подземельем. Вернее, не совсем наедине: во тьме, глубоко под землёй, прячутся кровожадные монстры, которые идеально ориентируются во мраке. И здесь Нил Маршалл лишний раз доказал, что не бывает банальных сюжетов – бывают плохие сценаристы и постановщики, а в руках правильного режиссёра даже простодушная страшилка может оказаться более чем достойным зрелищем.

Маршалл мечтал стать режиссёром ещё с 11 лет, когда впервые увидел «В поисках утраченного ковчега» (1981). Он начал снимать любительские фильмы на камеру Супер 8, а в 1989 году окончил киношколу при Нортумбрийском университете. Следующие 8 лет он работал монтажёром по найму на различных киностудиях. А в 1995-м получил должность со-сценариста и монтажёра на фильме Бхарата Наллури «Убивать надо вовремя». Однако Нила Маршалла не покидала мечта снять собственный полнометражный фильм, и он продолжил писать сценарии и стучаться во все двери.

Спуск

В 2002 году он сумел раздобыть два миллиона долларов на создание своего дебюта – хоррор-боевика «Псы-воины». Фильм получил главный приз «Золотой ворон» на престижном фестивале фантастики в Брюсселе и завоевал культовую славу среди поклонников жанра. На Нила Маршалла обратили внимание и критики, отмечая его талант создавать крепкий микс из драйва, жести и экшена. Успех «Псов-воинов» позволил ему получить финансирование для постановки второй картины, к созданию которой режиссёр подошёл с ещё большей ответственностью.

«Спуск» Нил Маршалл хотел создать предельно натуралистичным, в том числе и в плане локаций. С натурными съёмками никаких проблем не возникло – несмотря на то, что действие происходит в Северной Америке, съёмочная группа не стала расходовать и без того скромный бюджет на перелёт, и вся природа, а именно Аппалачские горы, была спокойно снята в Шотландии. А вот планам насчёт работы в настоящих пещерах не суждено было сбыться ввиду исключительной сложности с размещением аппаратуры и существенной опасности для съёмочной группы. Выход из ситуации нашёл художник-постановщик Саймон Баулз, выстроивший в павильонах лондонской киностудии Pinewood весьма правдоподобные декорации подземного лабиринта, в который угодили героини. Это намного упростило задачу, и, несмотря на затраченное на постройку декораций время, фильм был полностью готов всего за два месяца.

Спуск

Сделав главными героями «Спуска» девушек, режиссёр нашел верный подход – давно подмечено, что зритель сопереживает в основном женским персонажам, особенно если дело касается фильма ужасов. При этом Маршалл не пытается идти на компромисс со зрителем. Известный своей брутальностью, он не церемонится с героинями, подвергая их испытаниям, которые выдержит далеко не каждый мужчина, не говоря уже о жестокости и кровавых смертях. В то же время Нил Маршалл не стремится свести происходящее на экране к банальному приёму body count (или «отсчёт тел», когда главным в хорроре становится не сюжет, а количество трупов – например, «Пятница, 13-е»). Главным для него является фактор нешуточного сопереживания, дабы погрузить зрителя в наиболее правдоподобную среду, заставить ощутить всю опасность и драматизм ситуации.

Образы девушек хорошо продуманы. Это вызывающие симпатию живые люди со своими характерами и судьбами, а не безликая серая масса грудастых статисток. Им искренне сочувствуешь и переживаешь не на шутку. Спуск под землю – это не просто поиск приключений и последующая битва с монстрами, а метафора погружения в глубины своего подсознания, встречи с самыми потаёнными страхами и высвобождения природных инстинктов, когда взаимопомощь, поддержка и цивилизованность уступают место животной жажде выживания. При этом мощный саспенс и чувство страха возникают задолго до появления «горлумообразных» монстров. Маршалл превосходно воссоздаёт атмосферу клаустрофобии и гнетущего чувства давления замкнутого пространства, заставляя кожей ощутить мрак и холод подземного царства, в котором никогда не бывало солнца.

Спуск

На родине режиссёра картина была принята с ещё большим восторгом, чем «Псы-воины», а прокат в США принёс ей в копилку 26 миллионов долларов. Фильм был удостоен двух премий Британского независимого кино за лучшую режиссуру и технические достижения (монтаж – Джон Харрис), а также завоевал приз «Серебряный Мельес» на фестивале в Брюсселе. Не обошла «Спуск» вниманием и Академия фантастики, фэнтези и хоррора «Сатурн», вручив фильму более чем заслуженную награду в категории «Лучший фильм ужасов».

И, как всегда бывает с удачными проектами, разговоры о сиквеле пошли сразу после успешного приёма оригинала. Но не стоит забывать, что, там, где режиссёр ставит точку, а продюсеры видят многоточие, результат будет предсказуем. Нил Маршалл от любого участия в продолжении отказался. Одним из сценаристов выступил автор «Райского озера» Джеймс Уоткинс, а в кресло режиссёра сел номинант «Оскара» за монтаж фильма «127 часов» Джон Харрис. Ничего нового они сказать не смогли, и фильм оказался лишь наборов штампов, предсказуемых ходов и пережевывания идей первой картины. Также в сиквеле не оказалось самого главного – его создатели не смогли передать той неповторимой атмосферы ужаса замкнутого пространства, подземной тюрьмы, скрытой от обычного мира. А ведь именно это тягостное ощущение пугает в «Спуске» сильнее всяких монстров.

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Вам спасибо за Ваше внимание к нашим обзорам!
    Всегда рады стараться

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here