Имитируя серьёзную драму
Сюжеты о Второй мировой войне, судьбах гениев-интровертов и отстаивании прав человека на личные сексуальные предпочтения – темы практически беспроигрышные, особенно когда дело касается участия в кинофестивалях и вручения престижных наград. Не стала исключением и экранизация романа Эндрю Ходжеса, посвящённая великому английскому математику Алану Тьюрингу (1912 – 1954), гению и гомосексуалисту, признанному одной из главных жертв гомофобии в Англии.
Итак, Англия, 1941 год. Британская разведка поручает Алану Тьюрингу войти в состав команды, занимающейся в Блетчли-парке расшифровкой немецкой кодировочной машины «Энигма». Высокомерный чудак не сразу завоюет расположение коллег, но именно его ум позволит внести значительный вклад не только в борьбу Великобритании с фашистской Германией, но и в основание информатики. Но власти не очень довольны одним фактом: Тьюринг – гей, и поэтому обвинение в «непристойном поведении» всего лишь вопрос времени.
Одной из главных проблем картины стало то, что авторы никак не смогли определиться, что же они хотели снять – психологический триллер о напряжённой работе криптографов, когда от каждого успеха/провала зависит судьба тысяч жизней, критике гомофобии или несчастной судьбе чудаковатого гения нетрадиционной ориентации. В итоге все эти темы как-то неуклюже сочетаются меж собой, оставаясь неполностью раскрытыми, и не дают настроиться на нужный лад.
Всё выглядит как-то поверхностно и эклектично, сильных сцен почти нет, как и саспенса, который можно было нагнать, и не раз, а есть всего лишь один неплохой эпизод с невозможностью предотвратить атаку на корабль с невинными людьми. В остальном особого трагизма Второй Мировой войны не ощущается, и, хотя главный герой за кадром поясняет, что «за кулисами война ощущалась совсем иначе», воспроизвести напряжённость и драматизм ситуации «тихого боя» не получилось. Зато отчётливо звучит неприятный акцент, что британцы сыграли чуть ли не главную роль в спасении мира от нацизма, а весь подвиг по взлому «Энигмы» приписывается исключительно Тьюрингу, что, разумеется, тоже далеко не так.
Бенедикт Камбербэтч неплох в роли страдающего чудака, но его манера игры не станет большим откровением для тех, кто знаком хотя бы с несколькими сериями «Шерлока Холмса». Тем не менее, он оказался номинирован на «Оскар». То же самое относится и к Кире Найтли, что весьма странно, поскольку назвать её роль выдающейся нет никакой возможности.
Популярность фильма у академиков можно объяснить разве что «форматностью» темы, ибо совершенно неясно, что они увидели в таком простом сценарии и, особенно, абсолютно ровной, катящейся по проложенным рельсам режиссуре Мортена Тильдума, которого также номинировали на самую престижную кинонаграду.
«Игра в имитацию» – это типичное кино, создатели которого хотели не столько извиниться перед своим великим гражданином, пострадавшим от предрассудков, или создать что-то действительно выдающееся и талантливое на тему бойцов невидимого фронта, сколько снять правильную вещь уровня «выше среднего», которая будет безупречно функционировать как комбайн по сбору кинонаград.