Одиссея

Брызги солёной воды

Вторая половина 1940-х. Бывший военный Жак-Ив Кусто (Ламбер Вильсон) решает заняться исследованием морских глубин. В этом французу помогают верная жена Симона (Одри Тоту), а также сыновья Филипп (Пьер Нинэ) и Жан-Мишель (Бенжамин Лаверн). Когда океанограф становится известным, его отношения с семьёй оказываются под угрозой. Супруга вынуждена мириться с вошедшими в привычку походами мужа налево, а старший сын, Филипп, протестует против жестоких методов изысканий отца.

Байопик байопику рознь. Некоторые фильмы концентрируются на определённом важном этапе в жизни известной личности. Другие пытаются рассказать о знаменитой персоне как можно больше, но делают это при помощи её ближайшего окружения, руководствуясь изречением: «Короля играет свита». «Одиссея» Жерома Салля, знакомого отечественному зрителю по дилогии о Ларго Винче, охватывает довольно большой период творчества Кусто – более тридцати лет работы. По манере подачи материала картина близка стандартам голливудских образчиков байопиков: «Бешеному быку» Мартина Скорсезе, «Рэю» Тейлора Хэкфорда или «Переступить черту» Джеймса Мэнголда.

Салль изучает персону мореплавателя сквозь призму его взаимоотношений с родственниками. Под анализом – отношения Кусто с женой. Постановщик показывает сильную и неоднозначную личность, гений которой уравновешен с её непростым характером и крайним эгоцентризмом. Более скрупулёзному рассмотрению подвергается дуэт Кусто-сын – Кусто-отец. Когда Жак-Ив обретает популярность, а род его деятельности из страстного увлечения превращается в форму заработка, в союзе командора ордена Почётного легиона со старшим сыном образуется трещина. Филипп в исполнении молодого талантливого актёра новой волны Пьера Нинэ («Люблю смотреть на девушек», «Ив Сен-Лоран») восстаёт против воли родителя, не соглашаясь с нарушенными отцом при исследовании океана моральными принципами. Поправ оные, мореплаватель превращается для сына в настоящего зверя, удачи на профессиональном поприще которого полностью нивелируются его отношением к собственной семье и природе.

Проблемы экологии становятся ещё одной важной темой постановки. О них не говорится вскользь, но они и не подаются в лоб, напрямую. Вопросы о необходимости защиты природы тонко вплетены в сюжетную канву истории. Лента ненавязчиво говорит о необходимости заботы о природе и животных (не только морских), удачно подводя к этим идиомам пути развития своих героев. Так в «Одиссее» появляется сильная драматическая составляющая. Под меланхолично-торжественную музыку Александра Депла («Король говорит!», «Игра в имитацию») восторгают удивительные по своей красоте виды океанов и морей, которые были созданы командой Салля преимущественно в ходе натурных съёмок. Съёмочная группа проследовала путём «Калипсо» – достославного судна Жак-Ива, – став первой из дружной семьи кинематографистов, кому удалось снять в Антарктиде кадры художественного кино.

Замечательная работа ведущего актёра Ламбера Вильсона приковывает внимание к противоречивой персоне Кусто. А заслуженная артистка Одри Тоту создаёт интересный второплановый образ сильной женщине, без которой её мужу очевидно пришлось бы сложнее. Сценарий, руку к которому помимо режиссёра приложил драматург Лорен Тернер (анимационный фильм «Дети дождя», «Любовь с риском для жизни»), базируется на наиболее важных событиях в жизни француза. Правильно выбранные эпизоды биографии изобретателя и к месту расставленные акценты, позволяющие лучше понять природу внутреннего конфликта героя, удачный кастинг и завораживающая картинка делают из дорогого (в денежном выражении) европейского фильма дорогой (в чувственном отношении) байопик о сложной судьбе великого, но сложного человека.

Вердикт: Выстроенный согласно голливудским лекалам французский байопик, в котором нашлось место семейной драме, впечатляющим подводным сценам, а также проблемам нравственности и экологии.

8

6

7

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here