Добрая сказка

Когда по легенде в 1929 году молодой профессор Оксфордского университета Джон Рональд Ройл Толкин проверял экзаменационные работы своих студентов и написал на одном из чистых листов бумаги «В норе под землёй жил да был хоббит…», вряд ли кто-либо мог представить, что со временем эта простая фраза станет первым камнем в фундаменте нового, завораживающе-прекрасного сказочного мира. А созданные англичанином сказанья Средиземья породят огромное число поклонников и окажут значительное влияние на культуру XX и XXI столетий.

Изначально рассказ про полурослика из выдуманной вселенной сочинялся писателем исключительно для своих детей, но со временем трансформировался в самостоятельное произведение. Работа над произведением велась урывками между преподаванием и семейными заботами, и потому она заняла без малого 8 лет. «Хоббит, или Туда и обратно» был опубликован в 1937 году.

Хоббит: Битва пяти воинств

Вдохновлённый скандинавским, немецким, кельтским, отчасти древнегреческим эпосом и основанный на обширных знаниях профессора, «Хоббит» понравился читателям и заинтересовал профессионалов в литературной среде. Одним из них был Стэнли Анвин – владелец книжного издательства, опубликовавшего труд Толкина. По его настоятельным советам, филолог и профессор англо-саксонского языка принялся за работу над продолжением истории Бильбо Бэггинса – ключевого персонажа книги.

Предложенный писателем в качестве новой главы истории Средиземья «Сильмариллион» (один из черновых набросков Толкина) был отвергнут по причине сложности для восприятия. Так был дан старт работе над масштабным, более взрослым по духу, мрачным произведением, впоследствии вошедшим в многочисленные списки лучших романов двадцатого века – «Властелином колец».

Толкину предрекали участь живого классика, однако результаты начальных продаж «Властелина колец» не были впечатляющими

Хоббит: Битва пяти воинств

Когда в 1954-1955 годах книга была опубликована (последовательно в трёх частях), общественность отреагировала на обнародованный роман по-разному. Некоторые критики были недовольны не лучшей на их взгляд прорисовкой характеров главных героев истории, другие говорили об излишнем уровне пафоса и запутанной структуре сюжетной линии «Властелина», наполненного длинными и сложными названиями, именами, заковыристыми хитросплетениями судеб персонажей и многочисленными историческими отсылками. Впрочем, кое-кто в первых рецензиях на объёмную работу Толкина предрекал последнему участь живого классика в мире литературы. Однако результаты начальных продаж всё же были не столь впечатляющими.

Но когда в начале шестидесятых «Властелин Колец» был выпущен в продажу повторно (первая версия книги по досадному недоразумению не была защищена авторским правом), роман приняли. За довольно короткое время он стал немыслимо популярным, принеся почёт и уважение его создателю. Многие известные режиссёры и крупные киностудии выстроились в очередь в надежде заполучить права на экранизацию монументального произведения. Книга прочно закрепилась в различных рейтингах, а литературоведы и по сей день изучают труды Толкина, находя в его историях новые грани и потаённые смыслы.

Хоббит: Битва пяти воинствА вот «Хоббит», в отличие от эпоса о Кольце Всевластия, никогда не удостаивался подобной чести. Да, оба произведения Профессора схожи по идеологии, но различаются на ментальном уровне. Если «Властелин Колец» – это роман как для подростков, так и для взрослых людей, соединяющий в себе многогранных, порой неоднозначных персонажей, драму, эпичность и выдерживающий различные трактовки, то «Хоббит, или Туда и обратно» – рассказ, создававшийся в основном в расчёте на отпрысков самого Толкина. Посему логично, что приключения Бильбо Бэггинса, зачастую поданные в ироничном, шутливом ключе, имеют совершенно иной окрас и априори не могли превратиться в нечто большее, чем сказка для школьников. Пусть и очень хорошая сказка.

До поры до времени рассказ о путешествии компании гномов, волшебника и хоббита к Одинокой горе не привлекали кинопостановщиков. Конечно, «Хоббит» не раз удостаивался чести превратиться в мультипликационные фильмы: в 1966 году свет увидел совместный проект США и Чехословакии, сюжет которого довольно сильно отличается от оригинала; мультфильм 1977 года за авторством Артура Рэнкина и Жюля Бесса; советский телеспектакль 1985 года с Михаилом Даниловым в роли Бильбо, а также утерянный ныне анимационный фильм «Сокровища под горой».

Хоббит: Битва пяти воинствДля дизайна трилогии «Хоббит» были наняты те же люди, что трудились над «Властелином колец». Одним из них стал небезызвестный Алан Ли – знаменитый английский иллюстратор. Ли не раз доводилось работать над визуальной составляющей книг Джона Толкина. Также на его счету оформление музыкальных дисков, разнообразных концепт-артов и фэнтезийных романов разной степени известности.

Джексон и команда WETA Workshop сохранили многие наработки Гильермо дель Торо, касающиеся дизайна Средиземья. А орки и эльфы Лихолесья, варги, гоблины, тролли – все знакомые по трилогии о Кольце персонажи – в «Хоббите» подверглись переработке, чтобы более точно передать дух времени.

В середине 90-х прошёл слух, что интерес к произведению великого демиурга проявил Питер Джексон – не слишком известный в то время новозеландский режиссёр, автор «Живой мертвечины» и «Небесных созданий». Но со временем разговоры утихли, Джексон сосредоточился на других проектах, а гипотетическая экранизация «Хоббита» был отложена на полку. Но уже в конце десятилетия Джексон получил возможность снять кинотрилогию по другому произведению Профессора – «Властелину Колец».

Вышедшая в 2001-2003 годах серия фильмов с Элайджем Вудом, сэром Иэном МакКелленом, Вигго Мортенсенем, Кейт Бланшетт и другими актёрами заслужила признание зрителей и критиков и установила новую планку для эпичного фэнтези. После ошеломительного успеха «Властелина Колец» поклонники Средиземья заговорили о возможности экранизации «Хоббита».

Хоббит: Битва пяти воинств

Поначалу вероятная экранизация рассказа Толкина казалась лишь домыслами многочисленной армии фанатов писателя. Одно время ходили слухи, что Джексон – большой ценитель созданного Профессором мира – возьмётся за «Сильмариллион» – объёмную книгу, объединившую в себе мифы и легенды вселенной Джона Толкина. Это произведение было посмертно издано сыном писателя Кристофером и стилистически походило скорее на Библию, нежели на «Властелин Колец». Но изобиловавшую сложными названиями и труднопроизносимыми именами, отсылающую к греческой мифологии, карело-финскому эпосу «Калевала», книгу было довольно сложно внятно экранизировать. К тому же, права на неё до сих пор находятся в руках у Кристофера Толкина – пожалуй, главного антагониста экранизаций своего отца.

Сюжет «Битвы пяти воинств» выходит за рамки исходной книги Профессора. Питер Джексон опирался на дополнения Толкина, которые опубликованы в приложении к «Возвращению короля»

Однако 18 декабря 2007 года прессе было сообщено о старте работ над киноверсией «Хоббита». Первоначально главным кандидатом в режиссёрское кресло считался Гильермо дель Торо. Мексиканец официально примкнул к проекту 25 апреля 2008 года, принял участие в написании и правки сценарного текста, успел поработать над концепт-артами готовящихся фильмов (первоначально планировалось разбить небольшую книжку Толкина на две картины, однако материала у создателей оказалось столько, что с лихвой хватало на три части), но ввиду проволочек на этапе пре-продакшена (финансовые неурядицы компании MGM) покинул проект. После небольшой паузы студия решила не искать добра от добра и утвердила на режиссёрский пост самого Питера Джексона.

Съёмочный процесс трилогии стартовал 21 марта 2011 года в Новой Зеландии – традиционной локации для фильмов о Средиземье, – завершившись 6 июля 2012 года. Премьера «Нежданного путешествия» – первой части трилогии – состоялась 14 декабря 2012 года, «Пустоши Смауга» – 18 декабря 2013 года, а финал эпопеи пройдёт в нынешнем декабре.

Хоббит: Битва пяти воинств

Сюжет «Битвы пяти воинств» выходит за рамки исходной книги Профессора. При создании очередной ленты о мире Средиземья Питер Джексон опирался на дополнения Толкина, которые опубликованы в приложении к «Возвращению короля». Также для более детальной проработки заключительного фильма режиссёру понадобились дополнительные съёмки, так как материала, который оставался от первых двух картин, было недостаточно для создания стройной и логически выверенной истории.

Так, первые досъёмки прошли летом 2013 года и продлились десять недель. Но этого команде Джексона оказалось недостаточно. И потому летом 2014 года команда «Хоббита», правда в значительно усечённом составе, вновь отправилась в Новую Зеландию, чтобы завершить работу над фильмом.

В актёрской братии, участвовавшей в первых двух лентах «Хоббита», не произошло никаких изменений. Мартин Фриман органично исполнил роль Бильбо Бэггинса, сэр Иэн МакКеллен остался волшебником Гэндальфом Серым, Ричард Армитедж – предводителем гномов – Торином Дубощитом, Люк Эванс – Бардом Лучником из озёрного города Дейла, Ли Пейс – королём лесных эльфов Трандуилом, а Орландо Блум, Кейт Бланшетт, Хьюго Уивинг и Кристофер Ли вновь стали Леголасом, Галадриэлью, Элрондом и Саруманом Белым соответственно.

Хоббит: Битва пяти воинств

Один из главных кандидатов на «Оскар» в следующем году британец Бенедикт Камбербэтч вернулся в двух образах – дракона Смауга и Некроманта. А звезда сериала «Остаться в живых» Эванджелин Лилли вновь превратилась в Тауриэль – предводительницу стражи лесных эльфов.

При подсчёте суммарного бюджета новой трилогии выяснилось, что на съёмки «Хоббита» было потрачено $745 млн, что уже больше, чем те деньги, которые были выделены на три фильма по «Властелину Колец» – $425 млн. Стоит также учесть, что в расчёт денег, отпущенных на «Хоббита», не вошли траты на «Битву пяти воинств». Почему затраты на новую трилогию оказались намного больше затрат на трилогию о Кольце? Конечно, стоит учитывать инфляцию. Но также большое значение имело и то, что ленты о Бильбо Бэггинсе снимались с повышенной скоростью кадра – 48 кадров в секунду, а также в формате 3D. Нет сомнений в том, что вложения голливудцев в фильмы о невероятных приключениях гномов и хоббита окупятся.

Интересно, что на первых порах третий «Хоббит» носил название «Туда и обратно» – оригинальное название исходного рассказа Дж. Р.Р. Толкина. Но Питер Джексон, после просмотра черновой монтажной версии картины, рассудил, что логичнее будет сменить подзаголовок. Так как Бильбо сотоварищи ещё к финалу второй части трилогии достигли цели своего странствия – Эребора, в недрах которого были сокрыты гномьи сокровища, – режиссёр решил назвать последнюю главу эпопеи «Битва пяти воинств». По его мнению, это точнее отражало её суть.

Билли БойдСаундтрек к фильму вновь сочинил Говард Шор, использовавший уже знакомые по предыдущим картинам мотивы. Специально для работы над музыкальной составляющей «Битвы» был приглашён Билли Бойд, который сыграл Перегрина Тука во «Властелине колец». Шотландец совместно с новозеландским симфоническим оркестром записал партитуру, которую можно будет услышать ближе к финальным титрам.

По словам Питера Джексона, он гордится проделанной работой. Оно и неудивительно, учитывая, что автору «Кинг Конга» и «Милых костей» удалось планомерно подвести сказочный, ироничный тон «Хоббита», который он во многом использовал в «Нежданном путешествии», к более мрачному, тревожному настроению «Битвы пяти воинств». Главным образом это было сделано для того, чтобы два цикла – «Властелин Колец» и «Хоббит» – выглядели единым целым, и при просмотре обеих трилогий у зрителя не создавалось ощущения, что эти фэнтезийные киноэпопеи склеенны лишь общей вселенной и некоторыми персонажами.

Хоббит: Битва пяти воинств

Что показательно, «Битва пяти воинств» словно бы знаменует собой закат эпохи фильмов на плёнке (несмотря, к примеру, на успех нолановского «Интерстеллара»). Высокое разрешение, повышенная частота кадров – за этим видится будущее кинематографа. И хотя многие поклонники волшебного мира Толкина были разочарованы обилием компьютерной графики и частотой 48 кадров в секунду в новых фильмах Джексона, новые возможности диктуют новые стандарты качества.

Безусловно одно: фильмы о Кольце Всевластия, поработителе Сауроне и отважных хоббитах, доблестных людях и честолюбивых эльфах, ужасных орках и невообразимом зле, жертвенности и самонадеянности, дружбе и предательстве, долге и судьбе ещё не одно десятилетие будут дарить гамму переживаний новым поколениям зрителей. Ведь главное в картинах Джексона – равно как и в книгах Профессора Толкина – их культурное наследие; мораль, урок, который читатель/зритель может извлечь из прочитанной/увиденной истории.

И, как знать, возможно, когда-нибудь в будущем мы снова вернёмся в удивительный, чарующий и такой знакомый нам мир Средиземья. Ведь всем нам жизнь посылает свои испытания. И тогда стоит лишь, стиснув зубы, невзирая на многочисленные препоны, идти к своей собственной Одинокой горе, к своему собственному Ородруину.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here