Телевизионный мультсериал можно смело назвать одним из самых любимых зрительских форматов. С одной стороны, что может быть проще: придумать персонажа и – одну за другой – генерировать истории с его участием? Но, с другой стороны, что может быть сложнее, чем придумать персонажа, за которым зрителю было бы нескучно наблюдать?
Мультсериал «Лаборатория Декстера» вырос из дипломной работы Геннди Тартаковского. Геннди Тартаковский – он же Геннадий Борисович Тартаковский – родился в 1970 году в Москве, но через пару лет покинул страну вместе со своей семьей и переехал в Италию. Именно там, по воспоминаниям самого Тартаковского, он впервые столкнулся с искусством: «Мы познакомились с одной девочкой, которая очень красиво рисовала. Я же не мог нарисовать элементарный круг!»
Когда Геннди исполнилось 7 лет, семья переехала в Чикаго. Это стало для ребёнка культурным шоком: на него хлынула настоящая лавина американской культуры. Тартаковский отмечает, что на его творчество как мультипликатора очень повлияли комиксы: по ним он не только учил язык, но и «впитывал» определённую манеру визуального представления мира.
Немалое влияние оказали на будущего мультипликатора и его отношения с другими детьми. В одном из интервью ему задали вопрос, не является ли Декстер его уменьшенной мульт-копией. На что Тартаковский ответил: «Я был эмигрантом и привык чувствовать себя не таким, как все. Для американских детей я был другим: говорил по-другому, выглядел по-другому и даже пах по-другому. И больше всего мне хотелось вписаться, стать частью коллектива. Но Декстер – он более уверен в себе. Если он не вписывается в окружение, он сам создаёт себе окружение: ему комфортно быть аутсайдером».
Семья Тартаковского хотела, чтобы Геннди связал своё будущее с рекламой и бизнесом. Однако он слишком поздно подал заявку в колледж: свободных мест на этих направлениях уже не было. Тогда Геннди выбрал занятия анимацией. И, кажется, сразу же влюбился в эту возможность оживлять нарисованные на бумаге истории. После обучения в колледже он поступил в известный Калифорнийский институт искусств (California Institute of the Arts).
Именно там он познакомился со своими будущими коллегами «по цеху»: Робом Рензетти и Крейгом МакКракеном. Именно там Геннди нарисовал высокую стройную девочку-балерину, одетую во всё розовое. И для контраста рядом с ней пририсовал короткого, похожего на квадрат мальчика. Так родились прототипы героев будущего сериала – глупая и жизнерадостная Ди Ди и её гениальный и непонятый миром брат Декстер.
Вскоре американская мультипликационная студия Hanna-Barbera пригласила Крейга МакКракена для работы над мультфильмом «Два глупых пса» (2 Stupid Dogs). МакКракен порекомендовал своих университетских друзей – это и стало поворотным моментом в карьере Тартаковского. Он получил возможность работать в одной из ведущих мультстудий США, и более того – создавать свои собственные миры. И его не смущало даже то, что его кабинетом был трейлер, стоящий на парковке студии…
Пилотная серия «Лаборатории Декстера» вышла на канале Cartoon Network в феврале 1995 года. Прошедшая с блеском премьера и отклик зрителей убедили канал заказать у Тартаковского и его команды полноценный первый сезон, стартовавший в апреле 1996-го. Популярность сериала и любовь к его персонажам вылилась в массовое производство комиксов, игр и игрушек по мотивам. Суммарно было создано 52 серии, а сериал продолжал выходить до 1999 года.
После этого Геннди посвятил себя работе над другими проектами. Однако в 2001 году Cartoon Network собрал новую команду и возродил сериал, создав дополнительные 26 серий. Окончательно производство сериала было остановлено в ноябре 2003 года.
Итак, о чём же «Лаборатория Декстера»?
Мальчик Декстер живёт в типичном американском городе, в типичной американской семье: мама, которая следит за домом; папа, который работает и кормит семью, и старшая сестра Ди Ди – единственная, кто знает великую тайну Декстера.
Дело в том, что Декстер – не просто мальчик. В теле этого маленького, похожего на гнома персонажа, живёт интеллект гениального учёного. В комнате Декстера стоит огромный шкаф с книгами, которые он – вероятнее всего – прочитал ещё в младенчестве. Но самое главное, что за этим шкафом скрывается вход в тайную лабораторию, где хранятся гениальные изобретения, до которых мир – возможно – ещё не дорос.
Геннди Тартаковский в одном из интервью так описывает Декстера: «Декстер – со странностями. Но мне кажется, такой персонаж есть внутри каждого из нас: маленький мальчик, который хочет заниматься любимым делом, но часто попадает в странные ситуации. С каждым из нас случалось подобное – и вот почему нам хочется смеяться над этим. Если персонажи вашего мультфильма постоянно выигрывают – это может наскучить. А вот персонажи, которые и проигрывают, и выигрывают, кажутся более – не знаю – живыми».
Несмотря на то, что Декстер родился в типичной американской семье, он говорит с сильным акцентом. Одни считают, что это – русский акцент, который напоминает о русских корнях самого Тартаковского. Другие полагают, что Декстер говорит с немецким акцентом – и это является своеобразной «данью уважения» величайшим ученым XX века (например, кумиру Декстера – Альберту Эйнштейну).
Каждая серия, продолжительностью около 30 минут, рассказывает об очередном дне из жизни Декстера и отношениях гениального мальчика с этим не всегда гениальным миром. Исключения составляют эпизоды, которые посвящены игрушкам-супергероям, в которые играет Декстер (чувствуется влияние комиксов, прочитанных Тартаковским в детстве). Есть также ещё цикл серий, посвящённых Обезьяне – подопытному животному Декстера, ведущему двойную жизнь.
У самого Декстера две главные проблемы. Первая – его заклятый враг Мэндарк, который живёт по соседству и тоже является гением. Но более злобным, чем Декстер. Кстати, «антагонизм» Мэндарка виден даже внешне – в отличие от невысокого Декстера, он длинный и вытянутый. Вторая проблема – его сестра Ди Ди. Ей – несмотря на неглубокие познания в науке и технике – каждый раз удаётся обойти защитную систему, попасть-таки в лабораторию брата и устроить там настоящий бардак. Тем не менее, Декстер ни в коем случае не враждует с ней: скорее, она отражает более чувственный и эмоциональный взгляд на жизнь, которого Декстеру часто не хватает.
Если говорить о технике рисования «Лаборатории Декстера», то она заключается в весьма минималистичной манере: всё строится за счёт простых линий и чётких цветов. Тартаковский признаётся, что на его манеру рисования повлияла изобразительная культура и дизайн США 50-60-х годов. Они отличались минимализмом в сочетании с большой выразительностью. Каждый предмет – даже самый бытовой – воспринимался как идеальная икона.
Несмотря на то, что внешний вид Декстера претерпевал некоторые изменения, в его основе всегда лежал союз нескольких чистых цветов. Яркий оранжевый чуб, огромные чёрные очки с голубыми стёклами, белый халат, чёрные сапоги и финальный акцент – фиолетовые резиновые перчатки. Ди Ди нарисована так же просто – в её образе преобладают жёлтый и розовый.
Стоит отметить, что минимализм хорош для создания мультипликационных сериалов: он позволяет экономить время и усилия аниматоров, что делает мульт-проекты менее финансово-затратными. Тартаковский признаётся, что намеренно упрощал фигуры Декстера и Ди Ди, минимизируя цвета и детали.
Несмотря на то, что «визуальная часть» мультфильмов Тартаковского попала под влияние культуры США, он признаётся, что видит некие отличия в своих творениях: «Когда я жил в Союзе, я смотрел по телевизору те же мультфильмы, что и все советские дети, – того же «Чебурашку». В Америке я очень быстро оказался под влиянием здешней культуры. Но когда я уже начал делать собственные мультсериалы, я понял, что всё-таки чем-то отличаюсь от здешних мультипликаторов. Наверное, это чувство юмора, которое воспитано на тех старых советских мультфильмах».
Мультсериал «Лаборатория Декстера» стал одной из визитных карточек канала Cartoon Network. Возможно, потому что он – несмотря на слегка гротескную манеру – говорит с детьми об их проблемах. У каждого из нас есть тайна (лаборатория) и качества, из-за которых нас не понимают (гениальность). Но это не должно мешать нам делать то, что нравится и искать своё счастье. А там глядишь – и мир спасёшь случайно…
Тартаковскому часто задают вопрос, для какого возраста он создаёт мультфильмы. На что он всегда отвечает: «Для любого, наверное. Я делаю мультфильмы, которые мне самому интересно смотреть. И мне хочется верить, что я достаточно молод душой, чтобы эти мультфильмы нравились детям, и достаточно умудрен, чтобы они же могли понравиться взрослым».