«Тёмная башня» для самых маленьких

Среди миров, в мерцании светил высится макгаффин, артефакт и во многом мотор сюжета эпического фэнтези-цикла романов Стивена Кинга – таинственная Башня. И первый же прокол фильма начинается с неё. Ничего таинственного, волнующего воображение и интригующего в самой Башне нет: её показывают в первых же кадрах трейлера, где заботливо объясняют тем, кто не читал книги, чем занимается Башня. Защищает, понимаешь, миры от надвигающейся тьмы.

Абстрактную внешнюю тьму представить довольно трудно. Чтобы не напрягать зрителя, тьме найдено прямое, активно участвующее в событиях фильма воплощение в виде Человека в чёрном, могущественного колдуна со слегка озадачивающим именем Уолтер и способностями Килгрейва из «Джессики Джонс»: люди подчиняются любому его приказу, включая «прекрати дышать». Главного злодея играет актуальный актёр Мэттью МакКонахи: улыбчивость и летящая походка марвеловского Локи, элегантность Джима Мориарти из сериала «Шерлок», чёткие и ясные задачи любого Тёмного лорда на выбор. Ломать, крушить и рвать на части, вот это – жизнь, вот это – счастье. Может, у него раньше велосипеда не было, поэтому он такой злой был. Но так глубоко, в сторону велосипеда, фильм не копает, обходится простой констатацией факта: Человек в чёрном – злой.

А последний рыцарь ордена Стрелков, одинокий ковбой и вечный странник Роланд Дискейн – нет. В этой вольной до степени полнейшей оторванности от первоисточника экранизации Роланд избавился от своего неоднозначного антигероического книжного прошлого. Персонаж Идриса Эльбы просто – хороший. Утомлённый солнцем, жаждущий справедливой мести за убитых близких, с понятными для человека в его положении пораженческими настроениями, но при этом положительный, как Арагорн или коммунист из раннего советского кино.

Чёрный рыцарь Роланд – за свет. Белый колдун в чёрном – за Тьму. Запутаться невозможно при всём желании. Однако юной аудитории, на которую и рассчитано это кино, облегчили задачу понимания ещё сильнее, сделав протагонистом фильма, глазами которого показаны события, нью-йоркского тинейджера Джейка (Том Тейлор). Мальчику снится странная действительность мира Башни, которую он фиксирует в профессиональных по уровню рисунках, за что мама, противный отчим и психолог хотят сдать его в дурдом. Перед нами – Избранный, дамы и господа.

«Твое сияние такое сильное, что пронзает миры», – уважительно говорит Джейку провидица, когда юный попаданец оказывается в декорациях технологического вестерна вселенной Роланда, где он, как джин в «Аладдине», способен всё разрушить или построить одной силой воли. Гарри, Китнисс, Трис из «Дивергента» и бегущий из лабиринта, помашите ручками. Жанр young adult вновь на марше, что само по себе ни хорошо и ни плохо. Проблема в том, что восемь томов «Тёмной башни» не были рассчитаны на пылкое юношество.

Эта многоуровневая, местами путаная история от маэстро ужасов, повелителя взрослых внутренних демонов и короля неизбывных детских страхов отличается масштабом, разножанровой конструкцией, переплетениями с другими произведениями Кинга, участием самого Кинга, вписавшего себя в собственную историю, и характерной для него мрачностью, от которой в экранизации не осталось и следа.

Пролог с беззаботными играми детей на солнечной лужайке и последующая контрастирующая сцена с детскими пытками в лаборатории Тёмного лорда поначалу внушают какие-то надежды на серьёзность происходящего. Но оставшиеся полтора часа представляют собой до обидного банальный подростковый фэнтези-блокбастер, которому в России зачем-то присвоили излишний рейтинг «детям до шестнадцати». Хотя в наше время ни один ребёнок не испугается тех спрятанных под толстыми слоями ночной темени монстров, которые пару раз рычат на экране.

Том Тейлор – в меру обаятельный и странный, как и все люди с большими широко расставленными глазами. Мэттью МакКонахи эффектно вышагивает по Нью-Йорку в чёрном плаще и не без блеска пускает файерболы в рапиде. Идрис Эльба хмурится и честно собирает лоб в морщинки Клинта Иствуда, но ему, к сожалению, прописали не реплики Грязного Гарри («Думаешь, тебе повезёт, шпана?»), а лишь вялый около-ковбойский пафос («Я убиваю сердцем»), сводящий все усилия на нет.

С экранизацией маялись десять лет. Выдали её снимать небезызвестному датскому режиссёру Николаю Арселю (датская версия «Девушки с татуировкой дракона» и костюмированная драма «Королевский роман»). Дразнили и злили фанатов оригинала выбором на роль Стрелка темнокожего актёра вместо голубоглазого блондина. И выпустили в результате беззубое, пресное, тщательно обескровленное кино, которое не увлечёт взрослых и не напугает детей, разве что приведёт в ярость поклонников Кинга, которые никогда не считали, что темнота – друг молодёжи.

ОЦЕНКИ
Для глаз
4
Для ума
3
Для сердца
2
Предыдущая статьяВетреная река. Рецензия
Следующая статьяТурецкое седло. Рецензия
Пишу тексты про людей, статьи о кино и фантастике, перевожу фильмы и сериалы. Смотрю любое кино, кроме самого лютого артхауса.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here