Дания – небольшая страна. Хотя она и занимает одну из лидирующих мировых позиций по уровню жизни, всё же из-за небольших размеров у неё имеются определённые ограничения. Например, там совершенно не развита автомобильная индустрия. Впрочем, это не помещало энтузиастам попробовать создать свой небольшой автомобиль.
В 1980-х кучка инженеров-любителей выпустила трёхколёсную машину, работающую на электричестве, которая вмещала в себя всего одного человека. Но для города это было то что надо – компактное и экономичное средство передвижения. А вот на хайвеях у такой малышки, к сожалению, не было никаких шансов влиться в череду «железных коней», едущих даже со средней скоростью – уж слишком медленный был автомобильчик. Да и красотой он тоже не отличался. Одним словом, автомобильчику не удалось закрепиться на датских автодорогах. Может быть, он опередил своё время?
Датчане, что интересно, так не считали. Зато так считал Йорген Клюбен, художник-раскадровщик Pixar. Был 1998 год, производство «Приключений Флика» подходило к завершению. Студии были нужны новые истории – и Йоргену казалось, что это – то, что надо.
Ведь, если подумать, выходила осовремененная сказка о гадком утёнке. Маленький электромобильчик-датчанин также сначала не принимался обществом, но в конце концов это общество осознало, что и такое направление развития автотранспорта может быть очень даже верным.
Вдохновившись этой историей, Клюбен набросал основу сценария «Жёлтый автомобильчик», действие которого разворачивалось в маленьком городке, да вот только городок был необычным – вместо жителей в нём были одни лишь машины. Маленький трёхколёсный автомобильчик-иностранец заезжал в это местечко – но, так как он слишком отличался от местных жителей, ему поначалу никто не доверял – и заработать уважение ему удавалось ох каким непростым путём.
Забегая вперёд, хотя эта версия сильно отличается от того, что вышло в итоге, всё же она оставила наследие не только в виде говорящих машин, но и в виде нескольких второстепенных персонажей, оставшихся почти без изменения. В их число вошли, например, хипповатый фургончик VW и старый джип-вояка.
Вскоре за разработку фильма взялся небезызвестный Джон Лассетер, который на тот момент успел поставить «Историю игрушек» и «Приключения Флика». Тематика проекта резонировала с его личными увлечениями – он был большим любителем автомобилей. Истоки подобной страсти лежат в детстве Джона. Его отец работал в дилерском центре «Шевроле», да и Джон устраивался туда на подработку, когда ему было 16 лет.
В дальнейшем любовь к четырёхколёсным транспортным средствам только росла. Джон говорил: «По одной вене у меня течёт диснеевская кровь, а по другой – моторное масло». Так что лучшего кандидата для воплощения проекта в жизнь было не найти.
Но, хотя концепция Лассетеру и понравилась, ему показалось, что история не «выстрелит» без более сильного главного героя. Потому сюжет постепенно начал перерабатываться – а точнее, переписываться почти с нуля.
Одним из вдохновений для авторов фильма стала документальная картина «Разделённые хайвеи», которая рассказывала о том, как строительство междуштатных магистралей повлияло на развитие небольших американских городков. Пиксаровцам захотелось получше исследовать, что происходит в таких городках – тем более что это прекрасно укладывалось в уже имеющуюся концепцию.
Следующим аспектом, повлиявшим на развитие истории, стал отпуск Джона Лассетера. После нескольких лет, проведённых им буквально на взводе, в 2001 году жена уговорила его уехать подальше от шумных трасс и провести два месяца с семьёй на тихоокеанских и атлантических побережьях. Джон думал, что это будет время ссор и конфликтов, но оказалось, что он наоборот сблизился с семьёй так, как не сближался никогда.
Тогда он, по его словам, осознал, что иногда путешествие может быть ничуть не менее ценным, чем место назначения, что иногда нужно замедлиться, чтобы всё стало лучше. Тут у него и появилось понимание, каким должен быть главный герой фильма. Идеальная метафора персонажа, которому нужно «замедлиться» – это гоночный автомобиль.
В том же 2001 году начались первые «полевые» исследования. Команда будущих создателей «Тачек» отправилась в 9-дневную поездку по Трассе 66, совершенно особой, можно сказать, исторической дороге, которая воплощала собой именно то, что хотелось передать авторам фильма (кстати, изначально его хотели назвать именно в честь этой трассы). Вместе с ней был историк Майкл Уоллис, который консультировал команду. Пиксаровцы тщательно изучали горные образования, придорожные знаки, природные текстуры – даже то, как в этом месте себя ведут облака. Конечно же, исследовались и небольшие городки, которые встречались по дороге. Команда отдыхала в небольших отелях, затаривалась в семейных магазинчиках – одним словом, старалась максимально вобрать в себя атмосферу того, о чём они намеревались повествовать.
А потом началась активная разработка как истории, так и дизайна картины. Второй аспект давался особенно непросто, потому что всё приходилось придумывать с нуля – к несчастью, мир (пока) не населён говорящими автомобилями, так что подсмотреть, как они двигаются, как выражают эмоции, каковы нюансы их мимики, попросту невозможно.
С самого начала было принято решение отойти от классического подхода «фары=глаза» и разместить глаза автомобилей на лобовом стекле. Причина проста – Джон Лассетер считал, что когда в качестве глаз используются фары, то это больше похоже на змею. А чтобы зритель лучше ассоциировал себя с персонажами, решили сделать «лица» машин приближенными по расположению их элементов к человеческим. А вот в остальном автомобили делались реалистичными. Режиссёр дал установку, чтобы каждый материал был максимально правдоподобным, чтобы, если убрать у машины «лицо», она оставалась не чем-то мультяшным, а настоящим тяжёлым металлическим транспортным средством, которое ведёт себя так же, как и в реальности.
Одним из источников вдохновения при разработке картины была короткометражка «Сюьзи, маленькое синее купе» 1952 года, над которой работал Олли Джонстон, на момент создания «Тачек» остававшийся последним живым участником знаменитой группы диснеевских аниматоров, известных как «Девять старцев». Потому Джон Лассетер очень часто консультировался с ним, когда прорабатывал концепцию своего фильма.
На главную роль Молнии МакКуина был приглашён Оуэн Уилсон, которому понравилось не только работать над озвучкой, но и просто «тусоваться» в здании Pixar. «Тут такая творческая весёлая атмосфера, люди вокруг на скейтах катаются, в пинг-понг и футбол играют», – рассказывал актёр. Также «Тачки» стали последним игровым фильмом легенды кинематографа Пола Ньюмана, который озвучил Дока Хадсона. Выбор неудивителен, ведь в реальности Пол Ньюман лично был большим любителем гонок.
Музыку вновь записывал лауреат «Оскара» (за песню к фильму «Корпорация монстров») Рэнди Ньюман – и при её записи участвовал оркестр из целых 110 инструментов.
Фильм вышел в 2006 году и, как и фильм «Труп невесты», был посвящён памяти выдающегося мультипликатора, сценариста и актёра озвучки Джо Рэнфта, который начинал режиссировать картину до того, как роль постановщика перешла к Джону Лассетеру. По глупой иронии судьбы, Джо Рэнфт, последним фильмом которого стали именно «Тачки», погиб в автокатастрофе незадолго до их выхода.
Картина о зацикленном на победах гоночном автомобиле Молнии МакКуинне, который против воли попадает в небольшой провинциальный городок, где он находит новых друзей и понимает, что иногда, чтобы добиться большего, нужно «замедлиться», прошла в прокате очень успешно, собрала вереницу наград и продолжила череду успехов «золотой» эры Pixar. Не стремясь достичь особых драматических высот, картина радует приятными персонажами, хорошей моралью и впечатляющими даже сейчас технологическими достижениями. Фильм, выпущенный на двадцатилетний юбилей студии Pixar, оказался зрелищем, вполне достойным этой даты.
Но фильм побил рекорд в немного неожиданной области – области продаж сопутствующих товаров. По некоторым данным, только за 5 лет франшиза принесла около 10 миллиардов долларов прибыли от продажи продукции с символикой мультфильма. Потому мы увидели «Тачки 2», потому мы увидим и «Тачки 3». Конечно, можно сколько угодно говорить о коммерциализации искусства, но если люди так активно голосуют рублём – не это ли есть народная любовь?
Интересные факты
Пиксаровцы постарались запрятать в своём юбилейном фильме множество различных секретов – вот лишь небольшая их часть:
– Когда главный герой в первой половине фильма едет в трейлере, на линии электропередач можно заметить птичек из короткометражки «О птичках».
– Номер главного героя – 95. Это год выпуска первой «Истории игрушек». Интересно, что первоначально номер был 57, год рождения Джона Лассетера.
– В фильме есть несколько тщательно замаскированных взрослых шуток. Одна из них, например, в самом начале фильма – когда к гоночным машинам подъезжают машинки женского пола и «светят» своими фарами, они делают это с явной аллюзией на то, как фанатки популярных спортсменов «светили» обнажённой натурой для привлечения внимания своих кумиров.
– На DVD мультфильма запрятана версия короткометражки от Pixar «Барашек», шедшей перед «Суперсемейкой», только все герои в нём заменены на персонажей «Тачек».
– Феррари в фильме озвучивает сам Михаэль Шумахер.
– Если присмотреться, в первой гонке можно заметить автомобиль с изображением надкусанного яблока и цифрой 84. Это не просто так – Стив Джобс, основатель Apple, в своё время являлся владельцем Pixar, а 1984 год был переломным для компании Apple.