Голословный манифест
Битва за право женщин голосовать, вероятно, не тот случай, когда невозможно не посочувствовать. Конечно, многие успешные фильмы («Пролетая над гнездом кукушки» или «V значит Вендетта») с формулой о восхождении одной фигуры, которая стойко тянет за собой толпы к какой-либо цели, переворачивая историю, слепо привлекают зрителя. Мы мгновенно окунаемся в конфликт между властью и народом и не задумываясь наслаждаемся наглостью протагониста-проповедника, когда тот ставит на место доминирующий класс.
Когда насилие становится необходимостью в борьбе за достоинство? Пацифизм, пассивность, слабость, кровопролитие и правосудие – понятия, которые проходят в «Суфражистке» лишь фоном, и всё же есть что-то притягательное в подобного рода сюжетах. Британская картина Сары Гаврон сноровисто извлекает напряжение из драматичного боя женщин против мужчин. Почти каждая женщина, которая встречает борцов за свободу без восторгов, является хамской вредительницей, трусливой дурочкой и невежей. Отсутствуют какие-либо симпатии и на противоположной стороне. Аргументы против женского голосования вовсе не представлены. Драма Сары Гаврон близорука, что делает картину голословным манифестом свободолюбивых феминисток.
1912-й год. Лондон. Мауд (Кэри Маллиган) – покорная жена, заботливая мать и смиренная работница прачечной. Она живёт в крохотной квартирке с Сонни (Бен Уишоу), любящим мужем и по совместительству её коллегой, и их маленьким сынишкой. Мауд миловидная, но измученная бытом особа, которая случайно вливается в социально-политическое движение за права женщин. Когда подруга героини оказывается не в состоянии свидетельствовать о бедственном положении работающих женщин из-за жестокого избиения мужьями, Мауд занимает её место. Возможность высказаться и быть услышанной, открывает её гнев, проявляющийся в активном участии в деятельности суфражисток. Однако за каждое действие против закона необходимо платить. И платить дорого.
Утончённая снаружи, но взрывная внутри, Мауд вступает в строй правозащитниц (а по сути – террористок и преступниц) не из-за политических убеждений или амбиций, а обыденных разочарований в собственной судьбе. Естественное стремление к справедливости ставит нас в ряды угнетённых. Полиция избивает женщин? Не позволим! А то, что эти дамочки бросают камни в витрины, взрывают и устраивают провокации, Сару Гаврон не волнует.
Лицо Маллиган живо во всех тонкостях её мимики. В начале мощь её героини отключена, но глаза Мауд загораются, когда она находит смысл своего существования (хотя при этом её семейная жизнь разваливается). Кэри Маллиган умеет ловко выжать из зрителя слезу, что на руку любому фильму.
Хелена Бонем Картер играет роль образованного химика и врача. Её персонаж ярок, но менее развит, чем у Маллиган. Вместе с тем, ещё меньше времени на экране проводит Мэрил Стрип в роли Эммелин Панкхёрст, вдохновителя и идейного лидера движения суфражисток. Громкое камео, да и только. Противостояние Панкхёрст и британской власти могло быть очень занимательным, но, увы, Сара Гаврон нацеливает наш взор на воодушевлённую Мауд.
Сценарий к фильму написала именитая Эби Морган, работавшая над психологической драмой Стива МакКуина «Стыд». В третьем акте женщины всё чаще попадают в тюрьму, организованно протестуют голодовкой, а также мы имеем пару диалогов между уже полноценной оппозиционеркой Мауд и детективом-скептиком Стидом (Брендан Глисон), которые, как можно догадаться, вынудят последнего переоценить женщин и политику правительства. Сила фильма в том, что, хотя некоторые персонажи и события кажутся архетипическими, история Мауд притягивает душераздирающей трагедийностью. Для усиления трагического эффекта Гаврон использует скоротечный монтаж и исключительно крупные кадры, а характер происходящего пронизан срочностью и нахальством.
«Суфражистка» великолепна в передаче клаустрофобии и грязи Англии того времени, обиды и напряжения общества, а также неприступности политической системы. Временами демонстрируемое невозможно проглотить молча. Авторы попутно показывают дебаты об этике и законе, но они скоро решаются, и повествование беспрепятственно двигается вперёд. Души Морган и Гаврон лежат ближе к трогательной судьбе женщин, чем многогранным политическим разборкам, которые можно встретить, скажем, в «Кровавом воскресенье» Пола Гринграсса. Чувствуется, что попытка дать решительной героине Маллиган образ убеждённой мученицы упущена.
Картина заканчивается пламенным закадровым монологом и размытым кадром выходящих на марш эмоциональных женщин, выступающих против кровожадных и похотливых мужчин. Фильм существует сам по себе, в своём непроницаемом времени. Иными словами, мы наблюдаем кропотливо созданную историю одной рабочей леди, чей рассказ не выходит за рамки экрана. Мы всплакнём и, вероятно, будем помнить, но точно не вспоминать. Гаврон «нарисовала» приличную картину радикального гражданского неповиновения, которая не так дальновидна, как кажется. Финал намекает на бойкое, сентиментальное и предсказуемое продолжение, как и весь фильм, который давит на чувства, а не на ум.
Вердикт: «Суфражистка» – не «Голод», а Сара Гаврон – не Пол Гринграсс, тем не менее драма заслуживает внимание уже хотя бы из-за своей художественной привлекательности.
8 |
6 |
8 |