Старый новый Скрудж
Экранизаций «Рождественской песни» мало не бывает. Видимо, так решили в Netflix, выпустив фильм «Скрудж: Рождественская песнь» от Timeless Films и Axis Studios. У первых резюме в большинстве состоит из мультиков, постеры которых вы, возможно, видели в кинотеатрах и недоумевали, что они там вообще забыли. Например, «Союз зверей» или «Пончары. Глубокое закругление». Вторые – скорее наёмные рабочие под разные задачи, делавшие анимацию для того же Netflix в нескольких эпизодах сериала «Любовь. Смерть. Роботы».
Заставляет недоумевать и то, что это не просто переложение Диккенса, а анимационное переосмысление мюзикла «Скрудж» 1970 года, в своё время получившего и театральную постановку. Видимо, название фильма должно было подчеркнуть связь с обоими первоисточниками.
Давать синопсис к настолько известной истории даже как-то неловко. Но, учитывая все нововведения конкретно этой версии, попробовать стоит. Эбенезер Скрудж не любит Рождество – уж больно много неприятного у него с ним связано. Например, семь лет назад умер его бизнес-партнёр Джейкоб Марли, оставив на попечение Скруджу собаку Пруденс. Но всё изменится, когда призрак Марли скажет Эбенезеру, что в течение ночи к нему явятся три духа, цель которых – перевоспитать его, пока не слишком поздно.
Самая очевидная проблема картины в том, что всё в ней чрезмерно упрощено. Появляются дополнительные и явно лишние взаимосвязи, которые нам подчеркнут и на словах, и визуально при любой удобной и не очень возможности. Даже когда в начале Скрудж просто идёт в контору, мы увидим так много предзнаменований появления духов, что это просто смешно. А если вы думали, что собака – это нелепое потакание детской аудитории, то подождите эльфов Духа нынешнего Рождества. Ведь если чего классическому тексту Диккенса и не хватало, так это вариации на тему миньонов.
Нельзя сказать, что все сюжетные нововведения авторов плохи. Например, в начале Скрудж поёт Tell Me – оригинальную (да, её не было в мюзикле 1970-го) злодейскую песню. Подобный зверь в современной анимации крайне редок, и появление хотя бы средненького её представителя уже радует. Помогает и исполнение Люка Эванса, ранее так же отлично поработавшего в роли мультяшного злодея на ремейке «Красавицы и чудовища».
Когда дело доходит до эпизода с Духом бывшего Рождества, показывающего уход невесты Скруджа, случается и вовсе самое удачное нововведение конкретно этой версии. Песенный дуэт Эванса и Джесси Бакли совместно с роскошным визуалом идеально передают отчаяние Скруджа и его сожаление о прошлом. Увы, настолько удачным в драматическом плане фильм больше не будет.
А вот что радует регулярно, так это второстепенные элементы анимации. Сами модельки персонажей довольно скудные, но это решение явно намеренное. Этакий «Человек-паук: Через вселенные», только вместо комиксов вдохновлялись картинами соответствующей эпохи. В первую очередь хочется похвалить разные элементы текстур героев, работу с цветом, искры, огонь. Авторы явно знают сильную сторону своей картинки и успешно заваливают зрителя эффектами. Насколько бы явно манипулятивным этот приём ни казался, в наслаждении сочностью цветов себе не откажешь.
Местные духи радуют больше тем, что они не слишком сильно отличаются от привычных версий. Оливия Колман явно наслаждается тем, какой дурашливой сделали её Духа бывшего Рождества – она способна принимать любую форму с помощью воска свечи. А в отношении Духа будущего Рождества авторы сдержались и сделали максимально классический образ, чудом не дав ему ни одной реплики. Можно пожаловаться, что к персонажу перешли эльфы от скучной версии Духа нынешнего Рождества. Но это тот случай, когда ты благодарен уже тому, что всё оказалось не так плохо.
Увы, потом наступает момент с Thank You Very Much. Можно сказать, что виноват фильм 1970-го, откуда эта уж слишком нелепая песня берёт корни. Но момент, когда поющий её новый владелец бизнеса пляшет на гробе Скруджа, а тот всё ещё не догадывается, кого везут на кладбище, – полностью заслуга создателей мультфильма. Они как будто специально напрашиваются. Все упрощения и неуместные осовременивания смешались до момента, проверяющего, насколько вы способны выдержать эту версию «Рождественской песни».
Но, знаете, выдержать вполне можно. Хотя «Скрудж: Рождественская история» – слишком схематичная версия классической сказки, сюжет-то всё ещё работает! А вкупе с местами радующей анимацией и достойной озвучкой выходит далеко не худшая версия знакомой истории.