На пути к дому
Датский режиссёр Йонас Поэр Расмуссен берёт интервью у давнего друга – обосновавшегося в Европе афганца по имени Амин Наваби. Тот вспоминает, как ребёнком бежал от пришедших к власти талибов, оказался в Москве, а оттуда попал в Данию, без денег и паспорта. Находясь в постоянном страхе депортации, привыкнув к чувству перманентной опасности и тоскуя из-за разлуки с близкими, Амин почти забыл ещё об одном испытании, ведь он человек нетрадиционной сексуальной ориентации, что для афганца в принципе было немыслимым.
Рассказ, который идет от лица Амина – подлинный, как и дружба рассказчика с постановщиком. И здесь Расмуссен нашёл превосходное решение, выбрав язык анимации в качестве повествовательного средства. Это не только позволило сохранить анонимность интервьюируемого человека, но и придать его индивидуальной истории универсальность и поэтичность.
«Побег» безупречно работает сразу в двух направлениях. На первом месте, разумеется, идёт драма прощания с родным домом и дороги в никуда, когда боль от разлуки сменяется непрекращающимся фоновым страхом перед неизвестностью и окружающей агрессией. На втором располагается постепенно разгорающаяся жажда свободы, мечта обретения долгожданного комфорта, спокойствия и родного угла, идущая рука об руку со стремлением примириться с собственным «я», понять свои желания и, что самое важное, добиться их исполнения.
Этот рассказ ведётся на такой пронзительной, исповедальной ноте, что пробирается куда-то под кожу. Слегка напоминающая слайд-шоу анимация вкупе с минималистским саундтреком идеально передаёт ощущение обрывков воспоминаний различной настроенческой окраски, которые шаг за шагом складываются в груз прожитого болезненного опыта. И это легко передаётся зрителю.
Вслушиваясь в авторскую интонацию, представляя, что именно приходится испытать человеку в незнакомой стране, где он является не просто каким-то элементом без документов и денег, а вообще никем, не имея при этом возможности обнять или даже поговорить с близкими, ты будто сам вместе с героем проходишь некую очистительную терапию.
За скитаниями Амина нетрудно рассмотреть собирательный портрет страхов и надежд любого человека, стремящегося обрести мир, которого лишила его родина, обрекая на странствия по далёким краям, неуютным и холодным, не желающим принять чужаков.
А ещё это удивительный пример того, как вполне реальная история может служить мудрой притчей о череде важных испытаний, которые необходимо пройти, чтобы наконец обрести свой маленький заслуженный рай и встретить того, кому однажды (а в данном случае, на титрах) ты сможешь сказать: «Ты значишь для меня целый мир».