Жду от вас шедевра
Свой первый фильм Роман Полански снял в 1955 году – студенческая короткометражка «Убийство». Целых 62 года назад! При этом скоро режиссёру стукнет 85! Нужно признать, что лучшие работы Полански остались в прошлом веке: «Ребёнок Розмари», «Жилец», «Девятые врата». Про писателя режиссёр уже рассказывал в мистическом политическом триллере «Призрак», но вот в своей новой картине, «Основано на реальных событиях», он снова взялся за историю о писателях в традициях хичкоковских произведений (вспоминаются «Незнакомцы в поезде») с присущим духом зловещего.
Мелодраматический саспенс-триллер – адаптация автобиографического романа француженки Дельфины де Виган. Теперь не придраться – кино действительно основано на «реальных событиях». В центре истории – писательница Дельфин (жена режиссёра Эмманюэль Сенье), которую мы впервые встречаем на книжной ярмарке. Её первое же произведение возымело успех, и она окружена фанатами. Но Дельфин устала и хочет покинуть толпу, потому отказывается подписать книгу таинственной поклоннице (Ева Грин). Однако вскоре на ночной вечеринке она снова встречает элегантную незнакомку, которая представляется как Эль (или Элизабет), или, если переводить Elle с французского – «она» – тонкая игра слов и анонимность, которая играет в пользу истории. Потихоньку Эль навязывается и врывается в жизнь Дельфин, становясь чуть ли не её тенью. Отношения женщин – дружба или притворство? Чувство доверия столь же быстро оборачивается мучительным страхом.
Дуализм очевиден невооруженным глазом. Эль внимательно выслушивает измученную писательницу, делает настойчивые предложения, сперва появляется совершенно случайно (а возможно, преследует), а потом и вовсе селится в её квартире. И все бы ничего, если бы Дельфин не становилась для незнакомки открытой книгой (чувствуете иронию?). Хитрая, напористая Эль прощупывает Дельфин и чуть не занимает её место. Может, Эль – воображение писательницы, которая переживает творческий ступор? Или история Дельфин – одна большая метафора? Реальность, вымысел или безрассудство романистки?
Фильм, к сценарию которого приложил руку режиссёр Оливье Ассайас, воспринимается убедительно, если вампирская красотка Эль – муза и плод фантазии Дельфин. Девушка работает гострайтером, поэтому в данном случае связь с прошлым фильмом Полански очень точная, а значение «призрака» ёмкое. Однако заигрывание авторов со зрителем выбивает некоторые кусочки пазла и картина распадается. Кто будет воспринимать всерьёз зрелую даму, самостоятельно отдающую судьбу в руки какой-то проходимки, которая перебирает её писательские записки, словно заглядывая в душу? И эта женщина ещё пишет книги! Как-то глупо, нет? Эль говорит, что люди верят печатному слову, но поверить в подлинность происходящего довольно трудно. Примечательно, что девушку никто не видит, не встречает, не слышит.
Кино о двойниках немало: «Головокружение», «Чёрный лебедь», «Враг», тревожный «Жилец» Полански тоже в этой бригаде. А отношения между творцом и поклонником, попахивающие маниакальностью, прямиком из классического триллера «Мизери». Вдобавок Дельфин получает анонимные сообщения с угрозами, что напоминает ещё о «Тайном окне». Зло лишь кажется чужим, на самом же деле оно внутри. Вот и путь к написанию нового шедевра лежит через злое, нахальное, соблазнительное воображение.
Новая лента Полански – мелодраматический нуар о двух одиноких женщинах под волнительную музыку Александра Депла. Картина свежа лицом, хотя местами и впрямь нескладна. Ева Грин в образе опасной роковой женщины прекрасна, а кто сомневался? Хороша и Эммануэль Сенье в роли разбитой романистки. Словом, актёрская игра превосходна, но сюжет, блуждающий на грани эротики, сыроват и старомоден. Определённо не так мрачно и впечатляюще, как «Призрак», но унылым разочарованием тоже не назвать. Благо, в историю посажено зерно сомнения, ведущее к сумасшедше-коварному финалу.