Плечом к плечу
В один из дождливых октябрьских дней 1988 года пропадает Джорджи Денбро – младший брат подростка Билла (Джейден Либерер). Спустя восемь месяцев таинственные исчезновения детей в городе Дерри продолжаются. Билл и его друзья начинают понимать, что за всеми этими событиями стоит ужасное Оно, скрывающееся под ликом злобного клоуна Пеннивайза (Билл Скарсгард).
Роман Стивена Кинга «Оно» уже был экранизирован. В 1990 году свет увидела телевизионная постановка за авторством Томми Ли Уоллеса (сериал «Сумеречная зона»), в котором клоуна Пеннивайза сыграл актёр Тим Карри. Планировалось, что ремейком займётся Кэри Фукунага – постановщик первого сезона «Настоящего детектива» – но в итоге он остался в проекте лишь в качестве сценариста. Американца, имеющего японские корни, заменил Андрес Мускетти, дебютировавший в широком метре в 2013 году с триллером «Мама». Его версия знаменитого произведения романиста оказалась даже лучше, чем мог представить сам писатель. По словам Кинга, он не был готов к тому, настолько великолепным окажется фильм. Особо писатель отметил Билла Скарсгарда (сериал «Хемлок Гроув»), которому «удалось привнести что-то своё в столь хрестоматийный образ».
Высказывания Кинга недалеко ушли от истины. Мускетти снял многослойный фильм, интересный и как ортодоксальный хоррор, и как многофигурная драма о подростковых переживаниях. Это вдвойне удивительно, ведь фильм ужасов – один из самых консервативных жанров. В нём сложно придумать что-то новое, а повторения классических приёмов не всегда идут на пользу. Действуя по классическим методологиям, авторы картины, тем не менее, создали на экране настоящий живой мир, в который веришь. Персонажи в нём – не картонные конструкции, вертляво вращающиеся, сообразно желаниям авторов истории. Они – самостоятельные герои, готовые прийти товарищу на помощь в тяжёлой ситуации, но вместе с тем способные подвести близкого друга из-за собственных внутренних страхов.
Вообще, страх – одна из основополагающих тем фильма. Здесь говорится как о боязни зла извне (Пеннивайз питается не только плотью, но и человеческими страхами), так и о переживаниях, связанных с противоположным полом (в постановке нашлось место и первой – чистой, светлой – влюблённости, и любовному треугольнику), с поиском себя в этом мире (противостояние Клуба неудачников – негласного круга Билла и его товарищей – с местными школьными хулиганами), о неспособности родителей понять своих детей (линии Беверли и её отца, а также Эдди – одного из членов Клуба – и его матери). Во главу угла ставятся высшие нравственные ценности, которым противопоставляется трансцендентное зло в виде жуткого клоуна. Особо стоит отметить образ последнего. Вместе со специалистами по спецэффектам и гримёрами молодой шведский артист Скарсгард сумел создать по-настоящему пугающего героя. Его появления из темноты, из неизвестности неизменно страшат, а резкие, контрастные переходы от сдержанно-зловещего смеха к ярким приступам агрессии впечатляют. Хороши другие ипостаси антагониста: гниющий прокажённый, безголовый мальчик, оживший искажённый портрет.
Четырнадцатилетний Джейден Либерер с лицом молодого Константина Хабенского и незаурядным талантом за пазухой, а также его коллеги Джереми Рэй Тейлор, Джек Грейзер, Финн Вулфард и другие умело разыгрывают подростковые мечты, страхи и сомнения. Чуть портит впечатление от их игры дубляж, который однозначно мог бы быть лучше. Аутентичности добавляет Мускетти, мастерски демонстрируя взаимоотношения между бывшими детьми, медленно, но уверенно превращающихся во взрослых. Завораживающие виды американской глубинки в совокупности с вводящей в транс музыкой Бенджамина Уоллфиша («Скрытые фигуры», «Лекарство от здоровья»), а также оммажи на поп-культуру конца восьмидесятых придают повествованию объёма.
В картине не зря много внимания уделено детям. Схватки с монстром в обличье клоуна, конечно, страшны, увлекательны и обоснованы сюжетом, но разговорные сцены, которые лучше раскрывают протагонистов, важны для истории. Небрежный, но ужасно обаятельный подростковый юмор, заискивающие, краснеющие перед симпатичной девушкой ребята, искренние слова, за которые никогда не станет стыдно – режиссёр показывает на экране мир, знакомый каждому, у кого было счастливое детство. Неосязаемые, но удивительно прекрасные ностальгические чувства, к которым обращается постановщик, делают из картины полотно, поразительное в своей незамутнённой детской наивности.