Мещанка во дворянстве
Вот уже 36 лет Вуди Аллен является самым плодовитым и надёжным кинематографистом на свете, выпуская по фильму в год (а то и по два). Разумеется, качество не всегда переходит в количество (среди «Манхэттенов» и «Пуль над Бродвеем» обязательно найдётся пара-тройка «Проклятий нефритового скорпиона» или «Голливудских финалов»), но в последние годы у мастера явно открылось второе дыхание и качество его творений остаётся неизменно высоким. И «Жасмин» – идеальное тому подтверждение.
Новая работа 77-летнего нью-йоркского неврастеника знаменует его возвращение на родину после многолетней работы в Европе, но жажда странствий не прошла даром. События новой картины происходят не только в любимом городе Аллена, но и в относительно незнакомом ему Сан-Франциско. И безумно приятно видеть, что на западном побережье Аллен и его герои чувствуют себя так же свободно и интересно, как и на восточном. Диалоги всё так же легки и остроумны, как раньше, камера всё так же влюблена в актёров и город, в котором они живут и переживают, а за кадром традиционно звучит лёгкий джаз.
Но в то же время Аллен с возрастом стал ещё более пессимистичным и теперь смеётся не столько вместе с героями, сколько над ними. Титульная главная героиня наглядно иллюстрирует это отношение: Жасмин (она же Жанетт) – человек самовлюблённый, грубый и бесконечно наступающий на грабли, которые сама же себе бросила под ноги. И сколько бы жизнь ни пыталась преподать ей урок, героиня не слышит и не слушает никого, кроме самой себя (независимо от того, есть ли у неё собеседник). Но в то же время она не превращается в карикатуру, а остаётся живым человеком, в существование которого легко веришь. И за это нельзя не поаплодировать Кейт Бланшетт, которая с головой погружается в свой образ, ни на секунду не жалея себя и свой имидж. Если это не лучшая её роль, то она однозначно войдёт в тройку её лучших работ.
Но, как всегда у Аллена, здесь не театр одного актёра, а полноценный ансамбль, в котором каждому достаётся шанс блеснуть. И блестят здесь все: Алек Болдуин, Бобби Каннавале, Салли Хокинс, Питер Сарсгаард – все как один справляются со своими ролями по высшему разряду. Даже Эндрю Дайс Клэй, который никогда не отличался хорошим вкусом и большим актёрским талантом, здесь прыгает выше головы.
История «Жасмин», с одной стороны, явно навеяна «Трамваем “Желание”», а с другой – скандалом вокруг финансового махинатора Берни Мейдоффа. И этот сплав старомодного и современного идёт фильму только на пользу: события происходят в наше время, но если заменить смартфоны плёночными фотоаппаратами, то эта же история могла развернуться и 50 лет назад. И так же успешно она будет смотреться и ещё через 50 лет. Как и все лучшие работы Аллена, «Жасмин» привязана не ко времени и обществу, а к отдельным людям и эмоциям, которые присущи всем поколениям. И именно в этом и заключается талант Вуди Аллена – он берёт актуальное и создаёт вечное.