Первым делом – самолёты
Картина Уильяма Уэллмана «Крылья», празднующая в этом году 90-летие – это практически идеальная иллюстрация понятия «оскаровский фильм». Это масштабная драма, которая разворачивается во времена важнейших исторических событий, снятая по последнему слову техники и поднимающая вечные темы – любовь, дружбу, верность и ужасы войны. И, как и многие лауреаты «Оскара», первый фильм, названный «Лучшей картиной», вызывает весьма смешанные впечатления.
«Крылья» рассказывают о молодом и наивном Джеке Пауэлле (Чарльз Роджерс), который живёт в маленьком городке, свободное время проводит за работой над своим автомобилем, а также мечтает завоевать сердце красавицы Сильвии Льюис (Джобина Ролстон). Правда, он не замечает, что Сильвия предпочитает его соперника Дэвида Армстронга (Ричард Арлен), а у него самого есть поклонница – его соседка Мэри Престон (Клара Боу). Но развитие этого любовного прямоугольника прерывает начало Первой мировой войны. Как настоящие мужчины, Джек и Дэвид записываются в авиацию и, несмотря на взаимную неприязнь, вместе проходят через обучение и отправляются во Францию, чтобы давать отпор немецким противникам. Вскоре их соперничество превращается во взаимное уважение, которое перетекает в крепкую дружбу. Кроме того, Мэри отправляется на фронт в качестве медсестры и её путь также пересекается с Джеком. Но война беспощадна ко всем и счастливый финал ожидает далеко не каждого.
История в «Крыльях», как и во многих немых фильмах 1920-х, весьма простая и рассказана максимально экспрессивно. Здесь нет места тонкости и полутонам – текст интертитров не содержит недосказанностей, а жесты и мимика актёров однозначно передают все нужные эмоции. Но нельзя сказать, что от этого просмотр становится менее интересным, потому что когда есть настолько умелые и обаятельные исполнители, всё понятно без слов.
Но, к сожалению, сценарий Хоуп Лоринг, Луиса Лайтона и Джулиана Джонсона недостаточно сконцентрирован, чтобы поддерживать интерес к героям на всём протяжении фильма. Он постоянно меняет жанр и тон, превращая классическую мелодраму о безответной любви в масштабную военную драму, которая переключается на историю о дружбе, а по пути умудряется ещё и побыть фарсом.
И становится весьма трудно принимать происходящее всерьёз, когда посреди батальных сцен приходится наблюдать неимоверно длинный и абсурдный эпизод, в котором пьяный Джек трясёт всё и всех, кого видит, а из них выходят наружу рисованные пузыри. В то же время романтическая линия, которой уделяется так много времени в начале фильма, в его второй половине практически забывается, а Сильвия, из-за которой происходит немалая часть драмы, остаётся практически за кадром. Не радует и то, как сценарий обходится с Мэри, грубо выписывая её из сюжета и лишая какой бы то ни было значимости.
В своих последних сценах «Крылья» реабилитируются, завершаясь по-настоящему захватывающе, но к тому времени становится трудно не испытывать безразличие к происходящему. Фильм однозначно содержит интересные и всегда актуальные мысли об ужасах войны и злой иронии судьбы, но они теряются посреди лирических отступлений, которые ведут в тупик.
Гораздо лучше (что весьма неожиданно) фильм смотрится с технической стороны. Многочисленные воздушные баталии, которые снимались с применением как ранних спецэффектов, так и настоящих самолётов, совершающих смертельно опасные трюки, даже спустя 90 лет впечатляют изобретательностью и зрелищностью. Но увы, на их фоне менее удачные моменты фильма бросаются в глаза ещё больше, вызывая желание взять монтажные ножницы и сократить его наполовину. А это, вероятно, не лучшее, что может вызвать лауреат главной мировой кинонаграды.