Мне нужна она
ЛГБТ-отношения в киноискусстве – давно уже не новая и не особо скандальная тема, но по-настоящему сильных фильмов среди выпускаемых оказывается не так много. Одна из проблем картин о «другой любви» – несоблюдение золотой середины, когда кино либо старается изо всех сил угодить именно тематической аудитории, либо ударяется в навязчивую политкорректность и мелодраматизм. К счастью, режиссёр Тодд Хейнс, затронувший подобные вопросы в чудесном ретро «Вдали от рая», вновь не ударил в грязь лицом, сняв очень удачную экранизацию тонкого и глубокого романа Патриции Хайсмит «Цена соли» под названием «Кэрол».
50-е годы ХХ века, США. В крупном универмаге Нью-Йорка случайно знакомятся юная продавщица отдела игрушек Тереза и аристократичная богатая домохозяйка Кэрол, переживающая стадию болезненного развода. Несколько случайных взглядов, разговоров и лёгких намёков – и Тереза внезапно понимает, что влюбилась. С каждым днём девушка жаждет встречаться с Кэрол всё чаще, и женщина вроде как отвечает ей взаимностью. Но дело в том, что муж Кэрол, Хардж, начинает что-то подозревать, и доказательства гомосексуальности жены помогут ему отобрать их дочь при разводе…
«Кэрол» не избежала недостатков вроде лёгкой затянутости и нехватки глубины. Конечно, некоторая мягкость в подаче событий – это, скорее, влияние литосновы, поскольку Патриция Хайсмит (издавшая роман под псевдонимом Клер Морган) вовсе не пыталась передать трудности лесби-романа в разгар крайне консервативной эпохи, когда даже слухи о подобных отношениях могли погубить человека. Писательница создала тонкий и нежный рассказ о настоящей любви без грамма пошлости, при этом стараясь дать своим персонажам надежду на настоящее счастье, чем в крайне чопорные 50-е смогла завоевать невероятную популярность среди читателей. Авторы фильма пошли по тому же пути, убрав некоторые сюжетные линии и больше сосредоточившись на отношениях героинь.
В данном случае «Кэрол» выступает своего рода антитезой «Вдали от рая», когда карамельный рай идеального образа семейной и общественной жизни становился тюрьмой для любого свободного чувства. Хайсмит и режиссёр Тодд Хейнс открыто говорят: «любить возможно», предлагая сделать выбор в любви не под нажимом общества, а по велению сердца. Гомосексуальность здесь никого не удивляет, в том числе самих женщин, довольно легко принимающих себя, нет осуждающей толпы, плевков и забивания моральными камнями. Для Харджа любовь Кэрол к Терезе – скорее часть соперничества и инструмент в достижении своих целей – лишний раз причинить боль бывшей жене, забрав её ребенка.
Царственная Кейт Бланшетт и хрупкая, нежная Руни Мара – настоящая удача фильма, их игра – его настоящее украшение. Актрисы создали невероятно эффектный дуэт, дополняя друг друга и великолепно раскрывая характеры своих героинь. Постоянный оператор Хейнса Эд Лакмен очень тонко чувствует историю и аккуратно схватывает все важные нюансы, будь то крупные планы или взгляды из-за стёкол автомобилей, и всё это под прекрасную музыку Картера Бёруэлла, напоминающую саундтрек Филиппа Гласса к «Часам».
К сожалению, две премии на Международном каннском кинофестивале, похоже, останутся единственными существенными наградами для «Кэрол» – пять номинаций на «Золотой Глобус» и девять на премию BAFTA остались лишь номинациями, и, похоже, та же судьба ждёт картину на грядущем «Оскаре», что очень обидно.