Капитолий наносит ответный удар
Сам того не осознавая, Джордж Лукас 30 лет назад заложил основы практически каждой современной трилогии, снимая «Звёздные войны». Принцип прост: сначала выходит первый фильм, который является простой историей с началом, серединой и концом, и который представляет зрителю свой мир, попутно объясняя, кто есть кто и почему за этим всем нужно следить.
Затем появляется второй фильм, у которого нет ни начала, ни конца, и в нём история становится на порядок жёстче и сложнее, завершаясь на мрачной ноте, предвещающей суровую финальную битву между героями и злодеями. Также при этом в смертельной опасности оказывается один из главных героев (как правило, любимец зрителей). Такой схеме следовали «Назад в будущее», «Матрица» и «Пираты Карибского моря». Ей же следуют и экранизации антиутопической трилогии Сюзанн Коллинз. «И вспыхнет пламя» – фильм гораздо более серьёзный, многогранный и зрелищный, чем первые «Голодные игры». И точно так же, как «Эпизод V», он демонстрирует, что темнее всего становится перед рассветом.
События первого фильма давно позади, но шрамы на душе Китнисс Эвердин (Дженнифер Лоренс) не желают заживать, и героине едва удаётся оправиться от вынужденного убийства десятка своих сверстников и готовности покончить с собой в предыдущих Голодных играх. Однако победа не означает, что в её жизни наступает покой, и теперь ей вместе со вторым победителем Питом Мелларком (Джош Хатчерсон) приходится гастролировать по Панему и выступать перед бедствующими согражданами, зачитывая пафосные речи и делая вид, что жизнь прекрасна.
Народ же видит её неловкие попытки играть в большие политические игры насквозь, и Китнисс, сама того не желая, становится вдохновителем революции. Чтобы зарубить волнения на краю, президент Сноу (Дональд Сазерленд) нанимает нового администратора Игр – Плутарха Хевенсби (Филип Симур Хоффман), который разрабатывает коварный план, призванный не только подавить восстание, но и устранить излишне свободомыслящую Китнисс.
Вторую часть трилогии снял новый режиссёр – бывший клипмейкер Фрэнсис Лоренс. И нельзя не признать, что смена постановщика пошла фильму только на пользу. Первым делом Лоренс проделал огромную работу над ошибками первого фильма, которые преимущественно заключались в излишнем использовании ручной съёмки и слишком вычурном и неубедительно выглядящем дизайне мира Панема. В то же время, постановщик сохранил все достоинства оригинала – отличные актёрские работы и грамотный сценарий, умело сочетающий жёсткий экшен и любопытный социо-политический подтекст. В итоге камера в «И вспыхнет пламя» больше не трясётся и показывает каждую сцену с наиболее удобного и зрелищного ракурса, Капитолий не выглядит как собрание наспех нарисованных компьютерных декораций, а большинство костюмов и причёсок не заставляют думать, что их дизайнером была пьяная Леди Гага.
Также, что приятно, второй фильм делает то, что и положено хорошему сиквелу – он исследует свой мир глубже и позволяет нам лучше узнать героев, которых раньше мы видели лишь мельком. Так, президент Сноу, Эффи Тринкет (Элизабет Бэнкс) и Хеймитч Эбернэти (Вуди Харрельсон), которые в «Голодных играх» по большей части выполняли функции живых декораций и комической разгрузки, здесь предстают полноценными персонажами, к каждому из которых нельзя остаться равнодушным. Новые герои, вроде Хевенсби или победителей прошлых Игр Финника Одэйра (Сэм Клафлин) и Джоанны Мэйсон (Джена Малоун) получают не так много внимания, но успевают осесть в памяти зрителя благодаря ярким работам актёров. Однако не весь ансамбль одинаково хорош.
Увы, как и в прошлый раз, Лиам Хемсворт в роли Гейла Хоторна остаётся слабым звеном истории, и актёру не удаётся выйти за рамки образа «симпатяги по соседству». Не помогает ещё и то, что у него всё ещё катастрофически мало экранного времени, из-за чего наиболее сложные эмоциональные моменты не имеют того резонанса, который явно был запланирован создателями. Джош Хатчерсон в роли Пита Мелларка выглядит гораздо приятнее и увереннее, но при этом в его совместных сценах с Дженнифер Лоренс не хватает пресловутой «искры», которая заставляет с нетерпением ждать момента, когда эти двое наконец осознают всю глубину своих чувств друг к другу.
К сожалению, в такой ситуации сводится на нет весь эффект от любовного треугольника, которому в сюжете уделяется гораздо больше внимания, чем следовало бы, и из-за проблем с экранными ухажёрами Лоренс в нём приходится играть за троих. И играет она именно так, как можно ожидать – великолепно. Даже несмотря на всю пассивность (а порой и вовсе беспомощность) героини, благодаря естественной и уверенной актёрской игре симпатии к Китнисс сохраняются даже в самые спорные моменты.
Однако фильм не лишён и других недостатков. Одна из главных его проблем – в фильме слишком много всего. Слишком много персонажей, слишком много сюжетных линий, слишком много минут хронометража. Словно пытаясь угодить фанатам книг, сценаристы Саймон Бофой и Майкл Арндт стремятся сохранить каждую мелочь романа, делая экранизацию излишне тяжеловесной. Это особенно заметно в финальной трети, когда начинаются титульные Игры. Несмотря на то, что само мероприятие в этот раз организовано более оригинально и снято более разборчиво, эта часть фильма оказывается наименее интересной и, из-за излишней длительности, не раз заставляет смотреть на часы. Порой и вовсе создаётся впечатление, что сцены Игр по контракту должны занимать определённый процент фильма, чтобы оправдать слова «Голодные игры» в названии.
Ещё один свой минус картина унаследовала прямиком из «Эпизода V» – это финал, которого здесь практически нет. «И вспыхнет пламя» не столько заканчивается, сколько останавливается, выдавая пару Шокирующих Поворотов (которые вызывают ряд вопросов по логике сюжета) и говоря, мол, через год приходите за продолжением.
Но, несмотря на все шероховатости, «И вспыхнет пламя» – это тот редкий сиквел, который оказался на голову выше своего предшественника. Авторы учли предыдущие ошибки и сделали большой шаг в правильном направлении, и этот фильм может служить хорошим примером того, как делать грамотный современный сиквел. Остаётся надеяться, что обе «Сойки-пересмешницы» продолжат тенденцию роста качества.
Вердикт: Продолжение, которое движется в правильном направлении и оправдывает возложенные надежды.
Для глаз
|
Для мозга
|
Для сердца
|
8 |
6 |
7 |