В поисках надежды
Преступница Джин Эрсо оказывается в команде Повстанческого альянса, которой предстоит опасная миссия. Они должны выкрасть чертежи Звезды смерти – мощнейшего оружия Империи, способного уничтожать целые планеты. Под руководством капитана Кассиана Андора девушке предстоит научиться работать в коллективе, испытать немало опасных приключений и встретиться лицом к лицу с опаснейшим врагом – адмиралом Орсоном Кренником, директором Передовых оружейных исследований Галактической империи. Усложняется операция тем, что в плену у Империи находится отец Эрсо Гален – автор поневоле этого смертоносного оружия.
Снимать кино по вселенной «Звёздных войн» – это и невероятная удача, и большая ответственность. Сделав малейший просчёт, велика вероятность разгневать преданных поклонников франшизы. Работу Джей Джей Абрамса, снявшего в прошлом году первый фильм из трилогии сиквелов, критики оценили положительно. За штурвалом первой ленты из серии спин-оффов оказался Гарет Эдвардс. Британец, заявивший о себе малобюджетным, но изобретательным фантастическим фильмом «Монстры», широкой публике известен по самой последней киноверсии «Годзиллы». Оказавшийся в его руках сценарий получил достойное, но не безупречное воплощение на экране.
Фильм бережно относится к канонам вселенной, даром что в нём фактически отсутствуют нежно любимые фанатами киносаги джедаи, поединки на световых мечах и противостояние Светлой и Тёмной сторон Силы. Вместо этого картина акцентируется на обычных персонажах, которые волею судеб оказываются в эпицентре важнейших для далёкой-далёкой галактики событий.
Среди новых героев центральное место отводится Джин Эрсо в исполнении англичанки Фелисити Джонс. Предъявить претензии к обладательнице «Оскара» едва ли получится – это положительный персонаж с особым хулиганским обаянием. Развитие героини в рамках заданной истории продвигает сюжет вперёд, и это неоспоримое достоинство сценария. Аналогичных слов заслуживают и другие: деспотичный, но справедливый член Сопротивления Со Геррера (Форест Уитакер), чтящий заповеди джедаев слепой монах Чиррут Имве (Донни Йен), холодный и беспощадный сторонник Империи Орсон Кренник (Бен Мендельсон).
Правда, протагонист мог бы получиться и сильнее. Креннику не достаёт харизмы. Одно краткое появление на экране Тёмного лорда Дарта Вейдера производит больший эффект, чем пребывание в кадре героя Мендельсона. К последнему, равно как и к Джонс, имеются претензии – слишком уж сухими получились их персонажи. Эмоции у зрителя рождаются благодаря крутым сюжетным поворотам, тогда как игра ведущих актёров предельно лаконична в подаче. Кажется, упрёки в этом следует адресовать Гарету Эдвардсу, имеющему не самый большой опыт работы с артистами первой величины.
Кроме того, линия капитана повстанцев Кассиана Андора (Диего Луна) и Джин, имеющая одно из решающих мест в сюжете, выглядит натужной и формальной. Их взаимоотношения рождают скуку, а не увлечённость и азарт. Лишь ближе к титрам можно проявить эмпатию к этим героям – и то во многом благодаря сценарию. К числу бесспорных удач постановки можно отнести дроида K-2SO (в оригинале его озвучил Алан Тьюдик). Обаятельный робот, состоявший на службе у Империи и перепрограммированный Повстанцами, отвечает за большую часть юмора этой в общем-то мрачной картины.
Изъяны по части персонажей искупаются отличным визуалом. Под бойкий саундтрек Майкла Джаккино происходят шумные пёстрые космические баталии, исполненные в лучших традициях классической трилогии. Пожалуй, даже в «Пробуждении силы» бои в межзвёздном пространстве не вызывали настолько сильных эмоций. Кроме специалистов по компьютерной графике, следует поблагодарить за эти эпизоды оператора Грега Фрейзера. Хороши и наземные сражения, в числе коих выделяется заключительная схватка. В ней находится место и личной драме, и героическим поступкам, и невербальным признаниям, сравнимым по силе воздействия с первым появлением в фильме Абрамса героя Харрисона Форда. За динамикой происходящего теряются мелкие детали – в первую очередь взаимоотношения героев, – которые могли бы усилить ладную работу молодого режиссёра.
По сути режиссёр снял военную драму в фантастических декорациях – пыльную, жёсткую и приземлённую. Место Силы заняло стремление к свободе, световых мечей – посох Имве, а противостояние Добра и Зла свелось к обмену героями постулатами об идеализме и жестокости. «Изгой-один: Звёздные войны. Истории» – заявление о том, что война нуждается в жертвах. Её жертвы – всегда герои, а их деяния – результат необычайной силы духа. Достойная цель по Эдвардсу не всегда приводит к счастливому финалу. Но, возможно, счастье – не всегда синоним любви и всеобщего благополучия. Вероятно, счастье – это способность сделать то, что должно, не думая о собственных интересах, но искренне желая помочь остальным.
Также это фильм о жажде мщения. Не обо мщении как таковом, но о тех потаённых желаниях – почти всегда губительных, – которые толкают человека на отчаянные, необдуманные поступки. Наконец, первый фильм новой трилогии – это картина о необыкновенной силе воли, которая, кажется, по степени воздействия ничем не уступит пресловутой Силе Ордена джедаев.