Ставки сделаны, ставок больше нет
Когда в августе 2011 года студия Paramount объявила о запуске в разработку ремейка классической ленты Карела Рейша «Игрок», его сценарист Джеймс Тобэк пришёл в бешенство. Он тотчас же позвонил Никки Финке, основательнице влиятельного американского киносайта Deadline.com, и разразился гневной тирадой относительно произошедшего. А всё потому, что никто из руководства компании не удосужился сообщить ему, что по его сценарию, в который он вложил всю душу, собираются ставить новую картину.
Негодование Джеймса Тобэка можно понять, если обратиться к истории. После успешного выпуска из Гарварда в 1966 году, он устроился преподавателем курса литературы и писательского мастерства в Городском колледже Нью-Йорка, параллельно подрабатывая журналистом в таких изданиях как Esquire, The Times, The Voice и других. Однако, как заявляет сам Тобэк, больше всего времени тогда он проводил за карточным столом: «Это была тайная и захватывающая двойная жизнь, приправленная большими дозами сексуальных авантюр». Позже, избавившись от игровой зависимости и вдохновившись небезызвестным романом Ф. М. Достоевского, Тобэк решил описать свой опыт в полуавтобиографическом художественном романе. Но чем дальше продвигалось дело, тем больше автор видел свой замысел в качестве кинофильма.
Текст Тобэка и правда частично напоминает «Игрока» Достоевского, который был для начинающего сценариста любимым писателем. Главный герой, Аксель Фрид, днём работает профессором английского языка и литературы в колледже. Он любим своей матерью и уважаем дедом-миллионером, сколотившим состояние на мебельном бизнесе. Но по ночам этот статный и с виду достойный мужчина превращается в одержимого игрока, ищущего на свою голову приключений и с лёгкостью проигрывающего десятки тысяч долларов. Именно феномену зависимости человека от игры, вслед за Достоевским, Тобэк и посвятил своё дебютное творение.
Написать столь достоверный материал о мире подпольных казино и букмекерских контор ему позволила собственная многолетняя привычка просиживать бессонные ночи за картами, чтобы с рассветом мчаться в класс на занятия. Как положено, в сценарии присутствует и обворожительная красотка, с которой Акселя связывают не совсем ясные романтические отношения. Когда в одной из сцен она задаст себе вопрос, зачем связалась со столь жестоким и одержимым человеком, Аксель ответит ей, усмехаясь: «Потому что тебе нравится опасность кровопролития».
Про то, как создавался «Игрок» 1974 года, можно было бы снять отдельную картину. Закончив сценарий в 1972 году, Тобэк начал искать финансирование для запуска фильма в производство, однако все встречи с потенциальными продюсерами заканчивались неудачами. В конце концов, через своего литературного агента Тобэк связался с Майком Медавоем, известным кинопродюсером, который за неделю обеспечил свежеиспечённому сценаристу контракт с Paramount и встречу с режиссером Карелом Рейшем в Лондоне.
Рейш на тот момент уже был одним из лучших английских постановщиков, побывав со своими фильмами на кинофестивалях в Каннах, Берлине и на «Оскаре». Он сразу же согласился ставить ленту по сценарию Тобэка. Всё складывалось как нельзя более удачно. Когда дело дошло до исполнителя главной роли, продюсеры рассматривали Уоррена Битти, Роберта Рэдфорда, Ричарда Дрейфуса и Криса Сэрэндона. Сам же Тобэк давно положил глаз на ещё мало кому известного тогда Роберта Де Ниро, заручившись согласием последнего.
Каково же было разочарование сценариста, когда после встречи с начинающей звездой Карел Рейш объявил, что типаж Де Ниро просто не подходит под главного героя. Тобэку ничего не оставалось, как согласиться с более авторитетным мнением. По иронии судьбы, ведущую роль в фильме, в конце концов, заполучил Джеймс Каан, прославившийся за исполнение Сонни Корлеоне в первом шедевре Ф. Ф. Копполы о Крёстном отце. Позже Де Ниро получит свой первой «Оскар» как раз у Копполы.
На этом приключения «Игрока» не закончились. Когда лента была отснята, собрана в монтажной и показана ведущим деятелям киноиндустрии, на создателей картины посыпались хвалебные отзывы. Казалось, всё было готово для того, чтобы фильм вышел в прокат и всех поразил. Но за неделю до выхода владельцы Paramount неожиданно уволили главу студии, Фрэнка Ябланса, который непосредственно отвечал за судьбу картины. Заменивший его менеджер не был заинтересован в успехе «Игрока», и он так и не увидел свет киноэкранов.
Как позже писал Тобэк, единственной наградой, которую он получил за своё детище, была восторженная реакция членов ассоциации зависимых от азартных игр, которые могли больше не объяснять родным и знакомым причину своего недуга, просто показав им кино.
Вместе с тем, какой бы драматичной ни была история с первой версией «Игрока», сложно было понять негодование Тобэка по поводу ремейка, когда у руля стояли Мартин Скорсезе и Леонардо ДиКаприо – явно не последние люди в Голливуде. Именно они изначально выбрали себе «Игрока» как очередной проект для совместной работы. Переделывать сценарий пригласили не менее востребованного на тот момент сценариста Уильяма Монахэна, который недавно отхватил престижного золотого болванчика за «Отступников».
Было бы интересно посмотреть, как бы это трио снова сработалось вместе, но судьба распорядилась другим образом. Поиграв с проектом, Скорсезе и ДиКаприо ушли делать «Волка с Уолл-стрит», и историю о зависимом профессоре литературы подхватил режиссёр сверхуспешных «Мальчишников» Тодд Филлипс; он тоже скоро сошёл с дистанции.
Наконец, в августе 2013 года студия провела окончательную перестановку, и в режиссёрское кресло сел Руперт Уайатт, долгое время не знавший, чем заняться после удачной реабилитации франшизы «Планета обезьян». Роль страстного любителя игр и по совместительству преподавателя в колледже, за которую Каан в своё время заработал номинацию на «Золотой глобус», отошла Марку Уолбергу, подошедшему к работе со всей ответственностью.
К слову, для фильма Марки Марк сбросил 25 килограммов, чтобы избавиться от амплуа симпатичного качка, которое тянулось за ним с самого начала его актёрской карьеры: в трейлере он выглядит и правда неузнаваемо. Компанию Уолбергу составили неувядающая Джессика Лэнг в роли матери героя и восходящая звезда независимого кино Бри Ларсон в качестве его подружки. В довершение всего, гангстера, готового помочь Уолбергу выпутаться из денежных проблем, сыграл лысый Джон Гудман.
Но, несмотря на замечательный каст, проверенного сценариста и подающего надежды режиссёра, «Игрок» до сих пор остаётся тёмной лошадкой. Сложно сказать, как поведёт себя фильм на этот раз, и не сыграет ли судьба оригинала с ним очередную злую шутку. Используя терминологию азартных игр, на которые киноиндустрия отдалённо похожа, он может как сорвать большой куш, так и остаться ни с чем.
В российском прокате с 22 января
[box border=»full»]