Люди в чёрном
Вьетнамская война и политические разочарования в Ричарде Никсоне здорово подорвали дух американцев в 1970-е годы. Комедийные сериалы и фильмы уже не годились на роль противовеса происходящему. Поэтому в 1975-м появился совершенно новый формат телеразвлечения – Saturday Night Live, комедийное субботнее шоу в прямом эфире, состоящее из юмористических реприз и музыкальных номеров. Важно было ещё и то, что актёры могли говорить обо всём, издеваться и шутить над чем и кем угодно. Дуракаваляние было настолько качественным и необходимым, что породило массу знаковых персонажей. А те в дальнейшем получили собственные полнометражные картины. Первым фильмом, созданным на базе SNL, стала комедия «Братья Блюз» (1980).
Освобождённого досрочно за хорошее поведение Джейка Блюза (Джон Белуши) на выходе из тюрьмы встречает его брат Элвуд (Дэн Эйкройд). Вместе они навещают сиротский дом, в котором выросли, и узнают, что из-за неуплаты налога приют закроют. Раздумывая, как заработать необходимую сумму для его спасения, братья приходят к преподобному Клеофусу Джеймсу (Джеймс Браун). Там на Джейка снисходит озарение: «Нужно собрать команду!» А именно – свою распавшуюся музыкальную группу. Пока братья собирают прежний состав, их преследуют копы из-за просроченных прав и многочисленных нарушений, разъярённые неонацисты, а также время от времени, вооружившись то пулемётом, то огнемётом, загадочная женщина (Кэрри Фишер).
«Братья Блюз» появились довольно спонтанно. Их присутствие в SNL было не столь очевидным, как, например, сценки с Уэйном Кэмпбеллом или семейкой Яйцеголовых, чьи истории также перекочевали на большой экран. Персонажи Белуши и Эйкройда выступали перед живой публикой на разогреве до начала записи шоу. В 1978 году у них даже был большой концерт вне программы, однако в самой передаче они появлялись слишком редко, чтобы считать, что фильм – расширение скетча или репризы SNL. Тем не менее, огромную популярность получили и персонажи, и сам фильм, а к моменту выхода «Братьев Блюз» Белуши и Эйкройд уже ушли из «Субботнего шоу в прямом эфире» для работы в Голливуде.
Фильм представляет собой череду абсурдных ситуаций, в которые попадают главные герои. Им удаётся выживать в самых опасных обстоятельствах и сбегать не только от полиции, но и от вооружённых сил США благодаря тому, что они, по словам Элвуда, исполняют Божью волю. Учитывая статус культового, который фильм приобрёл практически сразу, напрашивается вопрос: что же такого притягательного зритель нашёл в братьях, которые ведут не совсем законопослушный образ жизни? Всё дело в том, что они – мелкие пакостники, отпетые мошенники и немного чудики. Братья мечутся от одного к другому, но всё, что они делают, направлено на то, чем они дышат – музыку. Во время одной из реплик Элвуда становится ясно, что его брат сидел за преступление, совершённое во имя их группы и музыки, которую та играет. Ну и чтобы окончательно начать симпатизировать странной парочке, стоит вспомнить, ради чего они разъезжают на Блюзмобиле – списанной полицейской машине Dodge Monaco – для спасения приюта для детей.
Внешний вид братьев – визитная карточка фильма. Он перекликается с городской легендой о Людях в чёрном – борцах с инопланетными нелегальными эмигрантами. Может, поэтому братья и смотрятся так необычно и всегда привлекают к себе внимание. Независимо от времени суток и места Джейк и Элвуд носят солнцезащитные очки, за которыми ничего на свете не способно их смутить: ни обрушившийся дом, ни взорвавшаяся телефонная будка с ними внутри. Чёрные костюмы, чёрные шляпы – все это группа «Братья Блюз», которая в своём репертуаре насчитывает большинство песен жанра ритм-энд-блюз.
Однако музыкальные номера фильма не ограничены выступлениями группы братьев. Здесь зажигают такие легенды, как Джеймс Браун, Арета Франклин, Кэб Кэллоуэй и Рэй Чарльз. Сцены с ними – сами по себе маленькие шедевры. Братья им лишь подпевают или выступают на подтанцовке. Кроме легенд музыкального олимпа, на фоне безумия, которое устраивают братья, разрушая магазины и оставляя позади груду разбитых полицейских машин, мелькают ещё несколько звёзд конца 1970-х – супермодель Твигги, режиссёр Стивен Спилберг и самая знаменитая из принцесс – Кэрри Фишер.
Юмор в картине и сегодня не смотрится устаревшим. В нём нет пошлости, а есть необъятная энергия, полностью направленная на то, чтобы заставить тебя улыбаться. Среди других сокровищ фильма – дышащие искромётным юмором диалоги, невозмутимость братьев и много-много раздутых до невозможности шуток обо всём на свете: о любителях кантри-музыки и стереотипах о них, о мстящих женщинах, о домах возле железных дорог и многом другом.